Власть бездарно уничтожила транзитный потенциал, доставшийся стране на момент независимости. Транспортные и энергетические потоки обходят Украину стороной – и винить в этом Киеву некого, только себя.
«Бѣ путь изъ варѧгъ въ греки и изъ грекъ по днѣпру» («Повесть временных лет»), и на этом пути естественным образом возникло первое в истории государство на украинских землях – Киевская Русь. Роль моста между Скандинавией и Средиземноморьем, Европой и Азией «вмонтирована» в ДНК украинской государственности с самого ее рождения.
Когда независимая Украина появилась на мировой карте в конце ХХ века, имелись все предпосылки для процветания страны на основе использования ее уникального географического положения. За считанные годы Украина могла бы превратиться в транзитный хаб мирового значения.
Страна унаследовала от СССР уникальную транспортную сеть. В первую очередь, это сеть железнодорожных линий протяженностью 22 тысячи километров. 25 линий вели в Россию, четырнадцать – в Молдову, семь – в Белорусь, четыре – в Румынию, по две – в Венгрию и Словакию, шесть – в Польшу. Действовала железнодорожная паромная переправа с Варной (Болгария).
По насыщенности железнодорожными путями Украина много лет занимала первое место среди союзных республик. Технически линии были самыми передовыми в СССР: протяженность электрифицированных железнодорожных линий составляла почти девять с половиной тысяч километров!
От СССР Украине достались развитая сеть автомобильных дорог, гражданская авиация, летавшая в районные центры, а также уникальная газотранспортная система с самыми большими хранилищами природного газа в Европе.
Да, время от времени Украина пыталась что-то делать для реализации своих уникальных транзитных преимуществ. Но все инициативы «съедали» тотальное воровство и коррупция, а отдельные попытки модернизации, как, например, во времена Георгия Кирпы, прекращались после очередного майдана.
Окончательно же перспективы страны «добила» уже действующая власть, когда за пару лет Украина из транзитного перекрестка, пусть и с некачественной инфраструктурой, превратилась в транзитный тупик.
И дело не только в войне на Донбассе и враждебных отношениях с Россией. Украина ничего не сделала, чтобы привлечь к своим инфраструктурным возможностям крупных экономических игроков.
Вспомним 2013 год. В конце этого года Украина заключила с Китаем более 20 выгоднейших соглашений на миллиарды долларов. Полный цикл создания самолетов на базе «Мотор-Сич». Строительство доступного жилья. «Воздушный экспресс» до Борисполя. Строительство завода по производству синтетического газа. И уже тогда Киев поддержал китайскую инициативу по воссозданию Шелкового пути. Сегодня даже не верится, что все это было на самом деле.
В отличие от России, Украина с КНР не воюет и не имеет с этой страной никаких политических проблем. Официально Киев и Пекин продолжают оставаться стратегическими партнерами. Так куда же подевались многомиллиардные инвестиционные проекты с этой страной?
Их свернула действующая власть, которой глубоко наплевать на интересы страны, развитие промышленности и масштабные иностранные инвестиции. А еще у этой публики со времен Ющенко действует хуторянский синдром: если она обращается лицом на Запад, то почему-то ко всему остальному огромному миру поворачивается задом, как будто у Украины нет больше в мире собственных экономических интересов.
В 2017 году для Киева открылась новая возможность задействовать транзитный потенциал Украины. Руководство КНР на международном форуме «Один пояс – один путь» в Пекине представило сверхамбициозный план создания нового Шелкового пути.
Китай предложил соединить всю Евразию единой высокоскоростной транспортной инфраструктурой и объявил о вложении в этот проект 124 миллиардов долларов. 29 глав стран Азии, Латинской Америки и Европы прибыли в Пекин, чтобы поучаствовать в разделе этого инвестиционного пирога.
Президента Украины на этом форуме, конечно, не было. Как и Ющенко, он ни разу не побывал в Китае с визитом с момента инаугурации.
Зато в форуме активно участвовал президент соседней Беларуси. И вот результат: Беларусь, не имея транспортной инфраструктуры, сравнимой с украинской, становится ключевым звеном в создании бесперебойного железнодорожного сообщения Китай - Европа.
Эксперты подсчитали, что ежегодно между Китаем и Европой через Беларусь проходят грузы стоимостью до 50 миллиардов долларов и Минск, соответственно, зарабатывает на транзите до 5 миллиардов долларов в год. Это больше, чем Украина получает от транзита газа (до 3 млрд. в год). Очевидно, что с учетом намного более выгодного географического положения Киев мог бы зарабатывать на транзите грузов из Китая в Европу в несколько раз больше.
Но нынешняя власть для этого не сделала ровным счетом ничего.
А белорусы тем временем не сидели на месте. Они купили новые локомотивы, ускорили прохождение контейнерных поездов, вложили инвестиции в перевалочные комплексы, построили специальный сканирующий тоннель, которые проверяет грузы без остановки поездов, создали систему электронного документооборота, при которой перевозчики не контактируют лично с таможенниками. Построили сеть европейских автобанов, реконструируют дорогу М10, идущую параллельно границе с Украиной, намереваясь серьезно отобрать у Киева и автомобильный транзит. Видя это, Польша начала модернизацию пункта пропуска грузов Тересполь по другую сторону границы от белорусского Бреста, поставив целью увеличить его пропускную способность в четыре раза.
А что же Украина?
А в Украине – хроническая нехватка железнодорожных вагонов, от чего особенно сильно страдает зерновой экспорт. Теряется грузооборот в результате предельной изношенности подвижного состава. Попытки украинских металлургов в связи с блокадой азовских портов переориентировать транспортные потоки из Мариуполя железной дорогой до Черного моря столкнулись с катастрофическим дефицитом вагонов и перегруженностью черноморских портов. Апофеозом воровства и некомпетентности власти стал скандал с регулярно выходящим из строя Бориспольским экспрессом.
Унаследованную от СССР сеть автомобильных дорог довели «до ручки». В 2018 году в рейтинге стран по качеству дорог Украина заняла восьмое место с конца (и это еще прогресс, ибо в 2017 году наше место было пятым с конца, из 138 стран хуже дела обстояли только в Мавритании, Парагвае, ДР Конго и на Мадагаскаре).
Мало кто уже помнит, что в 2016 году Польша не согласовала с Россией соглашения о грузоперевозках, и российские дальнобойщики были вынуждены ездить в Европу по территории Украины. Любая вменяемая власть могла лишь мечтать о таком «подарке». Но, откуда ни возьмись, в Закарпатье появились некие «активисты» в камуфляже, начавшие останавливать российские фуры. Власть пошла «активистам» на уступки и ограничила доступ российских грузовиков на территорию Украины. Москва тут же приняла зеркальные меры по отношению к украинским перевозчикам, которые стали терпеть убытки. А глупостью киевской власти тут же сполна воспользовались наши соседи.
Прямо сейчас, в эти дни, СМИ в Украине бьют тревогу: резко взлетели вверх поборы с бизнеса на таможне. Предприниматели утверждают, что даже в самые тяжелые времена таможня так не «кошмарила» бизнес, как сейчас. Сами «мытари» неофициально признают: сверху спустили повышенные нормы «кэша» - для партийного финансирования перед выборами.
Пойдут ли международные компании в страну с таким диким уровнем коррупции и государственного рэкета? Не удивительно ли, что и китайские, и европейские грузоперевозчики отдали предпочтение белорусским маршрутам перед украинскими?
Точно так же из-за безответственности и непрофессионализма власти Украина теряет позиции в сфере транзита энергоносителей.
Государственный интерес здесь изначально был сформулирован неверно. Цель Украины – получать стабильную прибыль от прокачки газа мощностями украинской ГТС. Противодействие строительству обходных путей – важная, но никак не основная составляющая достижения этой цели. Для Киева сегодня главное – принять срочные меры к тому, чтобы украинское направление транзита и украинская ГТС в максимально возможной степени оставались привлекательными для потребителей российского газа.
Да, США поддерживают Украину в борьбе против «Северного потока». Но конечный интерес Киева и Вашингтона коренным образом расходится: замещение российского газа на европейском рынке американским сжиженным объективно означает не только падение прибылей «Газпрома», но и неизбежное сокращение объемов транзита газа через Украину.
Поэтому, с точки зрения государственных интересов, Украина должна немедленно: 1) привлечь ресурсы для глубокой модернизации ГТС; 2) инициировать предложения, которые согласовали бы интересы получателей газа и его поставщика, сохраняя, таким образом, гарантии транзита.
Власть этого не делает. О модернизации ГТС пока ведутся только разговоры. Ржавея, труба доживает свой век…
А на переговорах по газовому транзиту проект соглашения разработала не Украина, а… Европейская комиссия. По словам еврокомиссара Мароша Шефчовича, новый контракт должен быть совместимым с законодательством ЕС, иметь срок действия более 10 лет, а объемы должны быть коммерчески жизнеспособными, чтобы привлечь инвесторов к модернизации украинской газотранспортной системы.
Конечно, спасибо словацкому другу, дипломату и социал-демократу Шефчовичу за поддержку. Но возникает вопрос: за что украинский народ из своих карманов платит астрономические зарплаты и премии руководителям «Нафтогаза», не способным даже сформулировать интересы и позицию страны в виде приемлемого для сторон переговоров рабочего документа?
К сожалению, круг замкнулся. Власть в Киеве не способна ни сама модернизировать транспортную инфраструктуру, ни привлечь иностранные инвестиции для ее модернизации, ни обуздать дичайшую коррупцию и таможенный произвол, ни остановить разворовывание средств. Под аккомпанемент псевдопатриотической трескотни Украина неуклонно превращается в серую зону, в транзитный тупик, рискуя весьма скоро потерять даже нынешние объемы грузоперевозок и прокачки энергоносителей.
Вместе с деиндустриализацией, масштабной утечкой «мозгов» и обнищанием оставшегося населения Украина становится не только транзитным, но и цивилизационным тупиком, архаичным аграрным придатком более развитых соседей. Если немедленно не сменить нынешний гибельный политический курс, утраченные позиции восстановить, возможно, уже не удастся.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.