Революции по выходным не побеждают

10 грудня 2018, 10:48
Власник сторінки
политолог, кандидат исторических наук, политтехнолог
6
Революции по выходным не побеждают

"Нецветная" революция во Франции

Протестные акции во Франции продолжаются с разной интенсивностью. Число «желтых жилетов» на акциях колеблется, число задержанных и пострадавших тоже. Все это побудило некоторых наблюдателей и экспертов настаивать на присвоении французским событиям статуса «цветной революции». Предлагаю рассмотреть некие несоответствия того, что происходит на улицах Парижа и ряда крупных французских городов тем принципам, которые утвердились в ходе многочисленных состоявшихся и проваленных цветных революций.

Для действенности цветных революций чрезвычайно важно активное вмешательство из-за рубежа. Оно, с одной стороны, показывает митингующим, что есть серьезные внешние силы, способные надавить на национальное правительство, ограничить его сопротивление, произвол, силовые акции. В тех несостоявшихся цветных революциях (в частности, в некоторых среднеазиатских республиках), куда не дотянулись руки заказчиков, в конечном итоге властям удавалось договориться с демонстрантами и изолировать зачинщиков и экстремистов.

Во-вторых, появление на трибунах и в рядах демонстрантов иностранных политиков, дипломатов, журналистов в ходе состоявшихся цветных революций действительно существенно сковывало возможности местных властей в противостоянии с толпой. Давление извне на президента, правительство, силовые структуры как правило давало зачинщикам беспорядков больший простор для действий, возбуждало их, подталкивало к провокациям, вплоть до применения оружия.

Пока, как известно, этого во Франции не произошло. Лишь Трамп разместил сомнительный твит из-за океана. Но и он получил оплеуху из Елисейского дворца, причем даже не от Макрона, а от министра иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриана. Зато ни один европейский лидер, знаковый политик не выразил солидарности с акциями «желтых жилетов». Это произошло в силу разных причин. Прежде всего, потому, что по мнению жителей и политиков других европейских стран, живут французы не так уж плохо, и повод с повышением цен на топливо, по их мнению, слишком ущербный, чтобы сразу выступать за низложение власти во Франции. Кроме того, цены растут во всех странах и экспорта протестов из Франции не желает никто (хотя нечто подобное уже происходит). Так что фактор внешнего катализатора мятежа для раскручивания «порыва цветной революции» во Франции не работает.

Другой несостыковкой событий во Франции с практикой цветных революций представляется то, что экстремистские группы, которые появились с недавних пор в рядах французских демонстрантов, не идут на захват правительственных зданий (вокзалов, телестанций, арсеналов, полицейских участков) и личные преследования знаковых политиков. Именно эти акции в наибольшей мере парализуют власть и одновременно воодушевляют толпу. Сдача властью своих позиций - непременное условие успешного развития и победы участников переворота.

Сегодня же «боевики» в рядах недовольные разрушают в основном объекты культуры, автомобили, бизнес-структуры, торговые центры (достаточно дорогие и болезненные для владельцев). На днях обнаружилось, что еще больше вандалят мигранты, после того, как уходят демонстранты и полиция. Это противопоставляет толпу остальной части демонстрантов. Известно, что многие «желтые жилеты» протестуют против этого, осуждают экстремистов, остаются дома во время будущих митингов. В сравнении с первым подъемом месяц назад численностью 238 тысяч, последняя суббота собрала лишь 125.

Третье. «Цветная революция» не может идти по выходным. Революционный процесс обладает определенной логикой, динамикой, непрерывностью. После того, как с улиц Парижа, других крупных французских городов после стычек демонстрантов с полицией убирают мусор, точно также затихает и «революционное возмущение масс». И вновь поднять его к следующим выходным весьма сложно. Для этого слишком мало невменяемой реакции властей на происходящее.

Как и любая революция, заговор по Шарпу должен идти непрерывно, по нарастающей, с резким увеличением числа участников беспорядков, с увеличением числа пострадавших (лучше убитых, конечно же полицейскими), с увеличением масштабов разрушений, пожаров, а, главное, с обязательным наличием каждодневных «продвижений» и побед. Нет смысла пространно доказывать, что чего-то подобного во французском варианте нет.

Революция, тем более цветная, это переворот, взрыв, она не может длиться месяцами (а первый месяц уже на исходе). Тем более, когда власти идут на уступки и число отпавших от демонстрантов увеличивается. В то же время, зачинщики беспорядков дают власти опомниться, выступить с предложениями к митингующим, лучше подготовиться к революции «по выходным». В последнем столкновении французская полиция задержала более 1700 демонстрантов, скорее всего, это экстремистская часть митингующих, которые занимались вандализмом и физическому столкновениями с полицейскими. Таким образом, разрушительный потенциал выступлений снижается. К тому же, полиция подготовилась и не допустила демонстрантов к правительственным зданиям, в т.ч. и Триумфальной арке.

Отметим и то, что ядро недовольных, если оно в действительности есть, не удосужилось создать штаб, центр организации митингов и демонстраций, который выпускает некие бюллетени, призывы, лозунги, информацию о прошедших и предстоящих событиях. В них должен концентрироваться т. н. «разум возмущённый», а точнее все более острые и эффективные акции и провокации против действующей власти. Однако информации о подобном центре пока что из Франции не поступало. Не захотели примкнуть, поделиться опытом и помочь «желтым жилетам» и даже воспользоваться плодами демонстраций и оппозиционные партии.

В субботу, наконец, появился манифест протестующих из 25 пунктов (об этом необходим отдельный разговор). И он по своим масштабам и глубине рассчитан не на революционный порыв, а на длительную, многоплановую законодательную работу.

А ведь залог успеха цветной революции в том, чтобы инициаторы переворота были более дерзкими, инновационными, наступательными и неожиданными, чем «заскорузлая власть», которую они мечтают снести. Во Франции ничего подобного не происходит. Все развивается однообразно, без «огонька», без «сюрпризов» власти. Растёт лишь мера вандализма, который французское общество на дух не переносит.

Наконец, мне уже приходилось писать об этом, используя лишь социальные сети, демонстранты не примеряют масс-медиа для радикальной поддержки выступлений «желтых жилетов». Они, как я думаю, уповают на традиционное освещение событий «штатными» СМИ, которые все же демонстрируют своё отношение к легитимной власти.

Однако, без «ужасающих сюжетов» о произволе власти, с раненными и покалеченными демонстрантами, «зверствами силовиков» и т.п., интервью с «праведными демонстрантами» ещё ни одна цветная революция не побеждала. А у инициаторов французского бунта таких медиа-ресурсов нет и не предусмотрено.

Анализ можно было бы продолжать. Хотелось бы заметить, что к общественным движениям, которые выступают за повышение уровня жизни, более динамичное развитие страны, против произвола и невразумительных решений властей нельзя не относиться с сочувствием и поддержкой. Однако, опыт цветных революций не доказал, что они приносят успех, процветание и лучшую жизнь народу во всех странах, по которым они прокатились. Кстати, Министр финансов Франции Брюно Ле Мэр вчера заявил, что демонстрации в стране уже привели к катастрофе во французской экономике. 

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
ТЕГИ: Париж,революция,демонстрации,Дональд Трамп,Эммануэль Макрон
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.