Власник сторінки
директор Института мировой политики
В свежем номере журнала Корреспондент - Между Киевом и Будапештом явно пробежала здоровенная черная кошка. Многим кажется, что причины для ссор между соседями надуманные.
Вот только решимость венгерских властей доказать свою правоту и навязать свою волю — вполне реальная. Откуда ноги растут у конфликта? Судя по всему, из желания притормозить движение Украины в сторону НАТО и ЕС
Видимая часть спора стартовала после принятия в сентябре 2017 года Верховной Радой Закона Об образовании, ст. 7 которого была изменена с голоса, — там речь шла о языке обучения. Это нововведение касалось сугубо внутриукраинских дел, но вызвало удивительно жесткую реакцию со стороны Будапешта.
Положение об украинском языке как языке образовательного процесса венгерские политики восприняли как покушение на право закарпатских венгров учиться на родном языке. Киев дипломатическому давлению Будапешта не поддался, позвал в арбитры Венецианскую комиссию, которая вынесла компромиссное решение. Правда, министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто привычно толкует то решение (и не только его) в своих интересах, а Венгрия нынешним летом блокировала проведение заседания комиссии Украина — НАТО.
Осенью 2018-го к евроатлантическому направлению добавилось европейское: после опубликования видео из венгерского консульства в Берегове, где украинских граждан приводят к присяге Венгрии, Павел Климкин пообещал выслать венгерского консула, фигурирующего на записи. Нарушение Венской конвенции о дипломатических сношениях вполне очевидно, как и неизбежность ритуального ответного хода со стороны Будапешта: венгерские власти выслали украинского дипломата. Хотя численность сотрудников украинского посольства в Венгрии в последнее время существенно выросла, размеры представительства не дотягивают до численности венгерских дипломатов в Украине — только в Закарпатье работает семь человек с диппаспортами соседней страны.
После казуса в Берегове Сийярто пообещал предпринимать меры, тормозящие процесс европейской интеграции Украины. Можно подумать, он раньше этой интеграции способствовал.
Обещание венгерского министра выглядит не особо рассудительным, поскольку у Будапешта наблюдаются проблемы в отношениях с Европейским Союзом. В середине сентября Европейский парламент впервые в своей истории запустил процедуру согласования санкций против государства — члена ЕС, нарекая на нарушения демократии в Венгрии. Премьер-министра Виктора Орбана часто обвиняют в авторитарных методах правления. А чего бы ему не развлекаться авторитаризмом, если возглавляемая им партия Фидес имеет конституционное большинство в парламенте.
Хотя Венгрия апеллирует к НАТО и ЕС в ее конфликте с Украиной, но она не получает в этом поддержки даже от Польши. Хотя Варшава — ближайший центральноевропейский союзник, с руководством которого у Орбана есть взаимопонимание по многим вопросам. Со стороны кажется, что в Будапеште выбрали Украину на роль мальчика для битья, чтобы развлечь своих избирателей, потешив их националистические настроения: дескать, вот есть страна, с которой можно говорить на повышенных тонах.
Впрочем, конфликтовать с соседями, на территории которых проживает венгерская диаспора, для Будапешта — дело привычное. Просто Украина слишком долго смотрела сквозь пальцы на раздачу в Закарпатье (и не только) венгерских паспортов и усиление там позиций амбициозного соседа — Корреспондент, кстати, писал о «мягкой агрессии» еще в июле (см. №14 от 27 июля).
Россия умело подогревает и использует конфликтную ситуацию в отношениях Украины и Венгрии. Чего только стоят раз за разом вбрасываемые фейки об «ужасах в Закарпатье». Тематика фальшивок самая разнообразная — от «насилия над венграми» и введения комендантского часа в Закарпатье до обсуждения в эфире российского ТВ наступления венгерских войск «до Львова». На самом деле ожидать территориальных претензий от государства, входящего в НАТО и ЕС, все же не стоит. Но внутри этих организаций Венгрия действительно разыгрывает «украинскую карту» — и весьма изобретательно.
Что дальше? Украина устами Климкина инициировала дискуссию о двойном гражданстве. Наказать его украинских обладателей по закону невозможно, но уволить «слуг двух господ» по крайней мере с государственной службы вполне реально. Известно, что Венгрия активно привечает представителей своей диаспоры, при этом не забывая защищать национальные меньшинства на своей территории. Этому у нее можно поучиться, но полностью перенять опыт вряд ли удастся — против Украины ведет гибридную агрессию Россия, которая использует фактор «меньшинств» в качестве инструмента дестабилизации.
Найти формат диалога с Будапештом — сегодня, пожалуй, одна из основных задач для Киева на западном направлении. Венгерские партнеры прошли в свое время школу переговорного процесса о вступлении в НАТО и ЕС и являются неудобными собеседниками. Однако и Украине необходимо извлекать из сложившейся ситуации уроки на будущее. Ведь кроме гибридного конфликта с Россией на нашей внешнеполитической повестке дня — непростые отношения с некоторыми из западных соседей.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.