Что Трамп «потерял» в Иране?

15 травня 2018, 11:49
Власник сторінки
политолог, кандидат исторических наук, политтехнолог
0
Что Трамп «потерял» в Иране?

Антииранская авантюра Трампа может ему выйти боком

В чем прелесть политических обзоров и аналитики? А, тем более, международной. В том, что читатель может в разных статьях столкнуться с совершенно противоположными точками зрения, а точнее - подходами к анализу одних и тех же событий. Причём, весьма далеко отстоящих друг от друга. Конечно, это не касается тех читателей, которые знакомятся только с одним изданием, «где все правильно». 

Иранская «авантюра» Трампа также вызвала разные оценки обозревателей, журналистов, политиков, государственных деятелей. Но сначала о термине «авантюра». Трамп вместе с командой Белого дома изначально задумал антииранский проект. Наиболее простодушным оправданием этого весьма рискованного проекта является содействие президента нуждам военно-промышленного комплекса США, который бредит и видит в снах только баснословные прибыли от новых войн.  Что, в общем, тоже не лишено смысла. 

Но, во-первых, вести войны на Ближнем востоке, как и в других регионах, можно не проводя столь болезненного, противоречивого и достаточно опасного проекта с разрывом СВПД. США уже наносит удары по иранским военным объектам в Сирии, продает оружие Израилю, другим близким союзникам в регионе. Во-вторых, я присоединяюсь к мнению ряда экспертов, что Вашингтон не осмелится вести открытую войну с Ираном. Доводов для этого много. 

Есть и иной срез взглядов. Трамп как истый американский ковбой и политический мачо слов на ветер не бросает. Тем более, что выбор у него небольшой. Провал попыток реализации некоторых предвыборных обещаний оставил не так много возможностей создать хозяину Овального кабинета благоприятный имидж для достижения его цели - второй президентский срок. С КНДР у Трампа тоже фактически произошел полный облом, хотя его и хотят представить «победой» с последующим присуждением Нобелевской премией мира. 

Следующей выигрышной жертвой в ряду КНДР – Иран – Россия для Вашингтона должен стать Иран. И поэтому глава Белого дома, «следующий жестким обещаниям избирателям», принялся за блокаду Тегерана. Причем делает он это в привычной уже театрально-пиаровской атмосфере с твердыми, громкими, грозными, «бескомпромиссными» решениями, отмахиваясь от союзников, от разрушения ядерной сделки его отговаривающих. Вроде бы тоже выигрыш. 

Наконец, есть немало сторонников точки зрения, что Трамп, стремясь выполнять предвыборные клятвы электорату, ведет себя как «слон в политической лавке», чтобы создать «резерв проигрыша», выражаясь терминами технологов переговорного процесса. Помахивая кулаками, не оставляя шансов не только руководству Ирана, но и союзникам, которые пытаются избежать разрушительных последствий крушения СВПД (а Макрон прямо заявил, что в последствие – война), хозяин Белого дома добивается того, чтобы ослабленный Рухани сел за стол переговоров с Трампом как шелковый. Типа с Ким Чен Ыном, говорят сторонники этой версии, ведь все получилось. Тем более, что из Белого дома уже «приоткрыли дверь» Ирану, опубликовав дополнительные требования к Тегерану, в случае выполнения которых Трамп, возможно, и не будет выходить из условия ядерной сделки 2015 года. 

Мне же представляется, что, возможно, оставаясь в плену вышеописанных намерений и публичных «подвигов», президент США в конечном счете в Иране потеряет.

Первое. Он уже практически потерял союзников. Полтора года правления Трампа уже ознаменовалось небывалым доселе противостоянием между Европой и Америкой. Жесткая отповедь уважаемым главам ключевых европейских государств, не взирая на их инициативу встречи в Вашингтоне, и даже объятия, уже вызвала по возвращению в Европу их бурную негативную реакцию. Руководство Евросоюза даже высказало угрозу в адрес Белого дома: оспорить новые санкции Трампа против Ирана в ВТО. 

Второе. Вашингтон теряет доверие сателлитов на Ближнем востоке. После авантюры с переносом американского посольства в Иерусалим, агрессивные шаги против Ирана заставляют даже Саудовскую Аравию и Израиль наёживаться, искать дополнительной поддержки «на стороне». Вспомним, что свои геополитические воззрения король Саудовской Аравии прилетал обсуждать с Путиным. А уж Нетаньяху – ближайший и верный друг Трампа – дважды только в этом году встретился с главой РФ и согласовывает с Кремлем каждый удар по сирийским базам иранских сил. Вспомним, ведь Трамп заявил не просто о выходе из ядерной сделки, а о желании сменить политический режим в Тегеране. В то же время, в столицах Турции, Ирака, Кувейта, Ливана, Египта, Йемена и т.п. задумываются о том, не станут ли они следующими, и что их ждет, если в Иране начнется, пусть и не горячая, война с Соединенными Штатами.  

Третье. Столь бурная и безоглядная атака Вашингтона лишает Белый дом возможности вернуть все вспять. Конгресс, электорат Трампа, его противники в глубинном правительстве США, да и западные союзники не воспримут, если президент США, осознав серьезные потери от непродуманной глобальной акции (а развал СВПД окажет влияние на многие геополитических процессов, вплоть до роста цен на нефть), вдруг решит мягко съехать с темы. Ведь потери понесет практически полпланеты. К примеру, только утраты немецких фирм от возвращения США к антииранским санкциям достигнут почти 15 миллиардов долларов. 

Четвертое. Это только на первый взгляд кажется, что Трамп может так легко отмахнуться от мнения, предупреждений и угроз со стороны, не только лидеров ЕС, но и Китая, России, Индии, Великобритании. Как известно, не только лидеры Евросоюза, включая Ф. Могерини Верховного представителя Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности, но и Пекин, и Москва, и Дели, и Лондон в достаточно категоричной форме предупреждали Белый дом о вредоносности и разрушительных последствиях решения Вашингтона по иранской проблеме, тем более по поводу «смены политического режима». Лидеры этих влиятельных стран уже давно раскусили истоки «политического хамства» Трампа. Однако после иранского заговора никаких иллюзий и ожиданий у этих лидеров в диалоге с Трампом не осталось. Фактически, лидер США окончательно потеряет возможность развития результативного диалога с важными геополитическими игроками. 

Шестое. Размахивая антииранской дубинкой, Вашингтон окончательно теряет возможность быть постановщиком задач на Ближнем востоке. Этот регион санкциями и даже военными действиями не удивить и не поразить. Ближний восток и так уже десятилетия истекает кровью войн, «цветных революций». И они ждут координатора позитивных процессов и преобразований (именно потому с распростертыми объятиями они встречают китайские торгово-экономические инициативы и программы), а не генератора новых войн. Возможно, в Вашингтоне и не знают, что, к примеру, Саудовская Аравия во внешнеторговом обороте с Ираном достигают почти четверти (23.6%). И провалы Ирана точно отразятся на торговле с саудовцами. Наконец, сегодня соберется Лига арабских стран, которая однозначно осудит как открытие посольства США в Иерусалиме, так и антииранскую политику Соединенных Штатов. «Первые звонки» для США прозвучали: Турция и ЮАР отзывают своих послов из Израиля, а Анкара – еще и из Соединенных Штатов. 

В заключении, вернусь к фанам Трампа, которые наверняка объявят все написанное чепухой. Все изображая Трампа в виде политического Микки Мауса, они будут твердить о том, что крестовых поход против Ирана – глубоко продуманная стратегия, которая принесет США многочисленные гешефты. Но они забывают, что сегодня время национальной безопасности и национальной экономики – в прошлом. Многие страны, как и США, уже имеют глобальную экономику и глобальные интересы. И они свои экономические интересы никому не отдадут.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
ТЕГИ: Россия,Европа,Ядерная программа Ирана,Израиль,Китай,Индия,Дональд Трамп
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.