Власник сторінки
Директор Украинского института стратегий глобального развития и адаптации
Почему у революционеров от культуры не получается обрести жизненную гармонию
Стратегии и практики, которые становятся все более
популярными в последнее время
(эксперименты над гендерной идентичностью, отрицание различия между мужчинами и
женщинами, трансгендеры, продвижение ЛГБТ-сообществ и т.д.), как, впрочем, и
другие измерения либеральной культуры, являющиеся следствием специфически
интерпретированных прав человека, в целом легко редуцируются к давно известной идее бунта против культуры. Логическая схема
выглядит следующим образом: культура довлеет над личностью, постоянно ее угнетая,
соответственно, чтобы освободиться,
нужно сбросить с себя тяжесть культурного прошлого. Пожалуй, наиболее
последовательно эта максима была выражена постмодернистским поколением – наследниками 1968-го года (Фуко, Лиотар, Лакан). Однако
хорошо известна она была уже представителям Франкфуртской школы, а еще ранее о
травматичных последствиях культуры писал Фрейд.
В тоже время, так же давно известна самопротиворечивость подобной попытки выйти за рамки
культуры. Человек аподиктически включен в культуру, в социальную среду. Он
ровно столько продолжает оставаться человеком, сколько остается носителем
определенной культурной традиции и идентичности. Культурность для человека – синоним человечности, причем не в
этическом, а в онтологическом смысле. Эту мысль можно проиллюстрировать на
художественных примерах типа Робинзона Крузо или произведениями классиков
философии ХХ века — Кассирера, Витгенштейна, Хайдеггера. Человек всегда обречен
находиться внутри
определенной культурной целостности.
В результате этого современная модель свободы от культуры
возможна не более, чем подвиг Мюнхгаузена, вытягивающего себя за волосы из
болота. Происходит не более чем замена одной культурной матрицы на другую,
которая с формальной точки зрения мало чем отличается от своей предшествующей
модели (в ней также есть свои запреты, табу, нормы). Чтобы в этом убедиться, можно попробовать в
западном обществе назвать человека с ограниченными возможностями инвалидом,
вспомнить о грехе Содома и Гоморры, или после кампании #MeToo намекнуть девушке на продолжение
вечера. А вот с содержательной – отличия разительные и, к сожалению, не в
пользу той парадигмы, что вызревает в либеральных умах. После ампутации
трансцендентного уровня культуры человеческая экзистенция вынуждена поместиться
в прокрустово ложе имманентности, где полнота бытия (выражаясь хайдеггеровским
языком) заменяется ограниченностью сущего, на смену многомерного мифа прошлого
приходит квазирелигия повседневности — консюмеризм. Говоря простым языком:
вместо «Хорошо темперированного клавира» Баха по радио звучит недифференцируемый
шум, называемый ведущим музыкой.
Таким образом, революционерам от культуры неплохо бы
понять, что формальная сторона культурной действительности будет в том или ином
виде присутствовать всегда, однако разрушение ее содержательной составляющей
неизбежно ведет и к саморазрушению тех, кто ее уничтожает.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.