Германия разродилась, но «родители» напряжены

07 лютого 2018, 18:03
Власник сторінки
политолог, кандидат исторических наук, политтехнолог
1
1747
Германия разродилась, но «родители» напряжены

Диалог главных политиков завершился

Образно говоря, над немецким рейхстагом появился дым, свидетельствующий о том, что переговоры о новом правительстве и его программе между руководством блока ХДС\ХСС и СДПГ завершились. Хотя они должны были закончиться сначала 4-го, потом пятого, потом шестого и т.п. февраля. Текст коалиционного соглашения мы увидим нескоро, как и состав правительства, но уже сегодня можно заглянуть за кулисы и прояснить некоторые моменты. 

Четыре месяца, потраченные на переговоры высшими германскими политиками встретили со вздохом облегчения не только в Германии, но и по всей Европе. Самый мощный европейский корабль застрял в политических льдах неопределенности после сентябрьских неубедительных всеобщих выборов. В Брюсселе, других геополитических центрах силы рассматривали разные варианты развития событий, вплоть до ожидания возможных выборов. 

Столь сложный диалог между совершенно прозрачными друг для друга политическими субъектами говорит о многом. Во - первых, о ворохе внутри- и внешнеполитических проблем, лежащих на столе переговорщиков, который за неделю и месяц невозможно разгрести. 

Во-вторых, большой провал расхождений между двумя субъектами переговоров. Ведь только что они на выборах боролись, опровергая, осуждая позиции друг друга, пытаясь разуверить избирателей в правильности позиций оппонента. А теперь им предстояло эти весьма далекие от единства позиции «сблизить»? Не будем забывать, что СДПГ все-таки относится к лагерю левых партий, в то время как А. Меркель и Х. Зеехофер являются представителями правых консерваторов. 

В-третьих, каждый из них, просто обязан был учесть позиции своего целевого электората, ни в коем случае не предавая его. Иначе электоральная поддержка в случае внеочередных выборов могла существенно снизиться. Что, кстати, и произошло. К моменту финала переговоров рейтинг блока ХДС/ХСС опустился до 30,5% (на выборах – 33%), а СДПГ - до 17 (на выборах – 20.5%). Что ещё сильнее мотивировало участников национального диалога договориться и не допустить выборов. А значит необходимо было идти на незапланированные уступки. 

Наконец, в-четвёртых, совершенно не второстепенной, не шуточной проблемой был вопрос о распределении портфелей в новом германском правительстве.   

Вместе с тем, столь длительный и по всем данным противоречивый политический диалог можно расценивать как подтверждение глубокого раскола в немецком обществе. Мы о нем знаем по многочисленным и многолюдным митингам и демонстрациям, которые сотрясали столицу и федеральные земли Германии в последние годы. И, естественно, высокие договаривающиеся стороны стремились не допустить дальнейшего нагрева социума, объединения разнородных, разноречивых и разнонаправленных политически и этнически граждан страны. 

С другой стороны, политики в Берлине вынуждены были весьма чутко ощущать влияние каждого решения, пункта соглашения, формулировки на международный авторитет Германии. Более того, они несомненно стремились к тому, чтобы оставаться по-прежнему флагманом Евросоюза, не противореча его базовым принципам, но, в то же время, предложив инновационные инициативы дальнейшего устойчивого роста европейского блока. 

Что до личных дивидендов. Вообще-то по терминологии некоторых экспертов, в переговоры вступали три «хромые утки»: Меркель, утратившая ореол «матери Германии», М. Шульц, от которого на посту министра иностранных дел никто не в восторге, Зеехофер (глава ХСС и премьер Баварии), согласившийся на третьестепенный пост министра внутренних дел. 

Мечта «бабушки германской политики» сбылась. Пусть и с новым, возможно, непростым правительством, но А. Меркель по-прежнему будет руководить, вести международные переговоры, встречаться в рамках G-20 и на других международных площадках, представляя флагман Евросоюза. Блок ХДС\ХСС застолбил за собой министерство экономики, обороны, внутренних дел. 

В свою очередь М. Шульц занимает второе (третье) по значимости место министра иностранных дел. Социал-демократы также отвоевали для себя министерства финансов, труда и социальной политики. Комбинация двух последних министерств позволит разрабатывать и финансировать социальную политику извечную прерогативу левых. 

Судя по всему, трио фактического флагмана Евросоюза и бывшего президента Европарламента к существенным девиациям во внешнеполитическом курсе Германии не приведут. Разве что декларировано, что участники договора поддерживают идею Э. Макрона о дальнейшей интеграции еврозоны. 

Что же касается изменений во внутренней, в т.ч. экономической политике, то некоторые изменения стали известны. Участники переговоров согласились, что военный бюджет увеличиваться не должен. Налог на богатых не увеличили, он остаётся на уровне 42%. А вот пенсии (несомненно по настоянию М. Шульца) увеличат до 48% от зарплаты, правда, пока непонятно к какому сроку. 

В «горячей» теме миграции коалицианты заявили, что они будут стремиться ограничить ежегодное прибытие до 180 000-220 000 человек, что является ключевым требованием СДПГ. «Восстановление семей» мигрантов будет начато только августе не превысит 1000 человек в месяц. 

Однако, нас может ждать совершенно неожиданная коллизия. 460 000 социал- демократов должны ещё одобрить на референдуме коалиционное соглашение. На э то уйдет еще как минимум месяц. Так что окончательное утверждение договора будет только к концу марта – началу апреля. Но не факт, что М. Шульц такое одобрение получит. Члены СДПГ, особенно ее левое и молодежное крылья очень возмущаются тем, что этим соглашением М. Шульц дает зеленый свет А. Меркель поработать канцлером еще 4 года. И, кто знает, возможно Германия будет вынуждена готовиться к досрочным выборам. 

Рекордная по длительности сделка со времен второй мировой войны не только по вышеозначенной причине не приведет к немедленным результатам. Начнется разработка планов и программ, которые будут в русле конституционных договоренностей, на что уйдет не один месяц. А затем придет время утверждать их в бундестаге, где серьезным и критическим контролером стала после сентября правая Альтернатива для Германии. И не факт, что все пройдет гладко и «с листа», так как по мнению сопредседателя АиГ Александра Гауланда «консерваторы себя идеологически опустошили». 

И, вследствие подобной процедуры, Германия в ближайшие месяцы окажется не в состоянии начать крупные инициативы или сыграть какую-либо значительную роль в обсуждении будущего ЕС, возглавляемого до сих пор президентом Франции Эммануэлем Макроном.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
ТЕГИ: Евросоюз,Меркель,Мартин Шульц
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.