Дракон и орел: кто кого?

26 січня 2018, 00:01
Власник сторінки
политолог, кандидат исторических наук, политтехнолог
0
679
Дракон и орел: кто кого?
Не хотел расстраивать тебя, Дональд

Америке предлагают подвинуться

“Украина сделала ставку на Америку!», звучит в СМИ, нете, речах президента. Но мы уже делали ставку на Евросоюз, которая привела к гибели людей, потерям населения, бюджета, промышленности, торговли. Вызвали отчуждение европейцев. Может иногда надо думать, прежде чем «делать ставки»?

В пятницу, вырвавшись из лап демократов, американский президент выступит с речью в Давосе в отсутствии главы КНР Си Циньпиня, которого на прошлом Всемирном экономическом форуме окрестили «царем глобализма». Можно не сомневаться, что Трамп такого уважительного эпитета не удостоится. И эмоциональная речь его, вероятнее всего, радикально на мировой порядок и соотношение сил в мире не повлияет. И, прежде всего, потому, что американский дряхлеющий орёл все более проигрывает встрепенувшемуся китайскому дракону.

 Не соглашусь со многими коллегами-политологами: стратегия Китая и России вполне обоснованно названа в национальной стратегии США как «растущая угроза». Но, если растущая военная мощь России в сочетании с экономикой «развивающейся страны» (17-е место в мире) может лишь условно считаться конкурентным соперником, то Китай действительно является угрозой в полный рост. России, опасна не сама по себе, а как твёрдый, военная союзник Китая. Серьезные американские ученые, не одурманенные вашингтонской пропагандой, признают этот факт. 

Другой вопрос, что в отличие от амбициозной истеричной политической тусовки Вашингтона, конфуцианская китайская элита ни угрозами, ни воинственными обещаниями не разбрасывается. Да, собственно, что так обеспокоило Белый дом в Китае? Военные расходы у «мирового гегемона» втрое выше, чем у Пекина. Сегодня, к примеру, военно-морская мощь Китая и США, по крайней мере, на данном этапе попросту несопоставима. Китайцы пока уступают даже и третьему, и седьмому флоту США, отвечающим за Тихий океан. И все же, тревоги не столько нынешнего президента, сколько высших бизнес-авторитетов, т.н. «глубинного правительства» обоснованы. 

Амбиции дряхлеющего орла 

Конечно, не Трамп виновен в падении Америки. Наоборот, либеральная элита и неоконы ненавидят его за то, что он артикулировал кризис «мирового гегемона», за что и стал президентом. Но как мы убедились, Трампу не суждено нечто изменить существенно в Америке и ее роли в мире. Он лишь описал состояние больного. 

По словам Дж. Мэттиса, США уже отказываются от борьбы с терроризмом ради того, чтобы бороться с неправильным поведением ревизионистского Пекина. Хотя отметим, что даже близкая к власти «Вашингтон пост», не говоря уже об американских избирателях (около 80%) признают, что терроризм их пугает больше, чем китайская опасность. 

"Десятилетиями США обладали неоспоримым или доминирующим превосходством на любом поле. Мы могли развернуть наши силы там, где хотели, собрать их там, где хотели, и действовать там, где хотели. Сейчас же каждое поле — воздух, земля, море, космос и киберпространство — оспариваемое", — говорится в стратегии национальной безопасности США.  Причем, в соответствии с присущим ему цинизмом Вашингтон говорит не о благе американцев, не об укреплении мира и безопасности как целях борьбы с Китаем. Его взбудоражила опасность снижения военных усилий: "если мы не достигнем наших оборонительных целей, то получим падение глобального влияния США в мире, эрозию союзнических и партнерских отношений, а также сокращение доступа к рынкам, что приведет к снижению нашего благосостояния и уровня жизни". Экономических крах США лежит в основе новых стратегических усилий Вашингтона. 

Реальностью сегодня является то, что у США, как свидетельствуют отчеты Международного Валютного фонда, еще по итогам 2014 года уступали Китаю в доле в валовом мировом продукте. Если у США она составляла 15.5%, то у Китая – 17.71. Но к 2018 этот разрыв еще увеличился. 

 Наметившееся в 2017 году оживление американской экономики: рост темпов экономики, сокращение безработицы, запуск некоторых отраслей, в первую очередь путем принятия новой налоговой реформы, действительно достались Д. Трампу с огромным трудом. Однако, сегодня, как предполагают американские эксперты, общей картины изменить существенно не смогут. По едкому уточнению CNN после выступления Трампа в Давосе, темпы роста американской экономики снизились в 4-м квартале 2917 года до 2.7%.

Соединенные Штаты Америки еще до трамповской кампании начали терять свое влияние на союзников. Уже тогда ряд обамовских инициатив в Европе воспринимали отчужденно. После же победы Трампа разлад с бывшей американской «ратью» просто стал катастрофичным во многих регионах мира. Сегодня единственным твердым союзником Вашингтона остался по многим оценкам только Израиль. (правда, неожиданно высоко США оценили жители Белоруссии). Речь идет в том числе о том, что, как известно, вскоре после инаугурации оказались окончательно разорванными трансатлантическое и транстихоокеанское соглашения о сотрудничестве. 

Но этим не ограничилось. Из многочисленных фактов «расхождения» союзников упомянем, к примеру, финансовое предательство Европы. Не только Германия, но и ряд других европейских стран начали частично замещать в своих национальных резервах доллары китайскими юанями. В сочетании с тем, что многие страны в арабском и азиатском регионах происходит переход во взаиморасчетах на национальные валюты падение стоимости доллара не вызывает сомнений. 

Теряется «атлантическая солидарность» и в других вопросах. Вспомним частичный отказ Европы от санкций и рост инвестиций в Россию, несогласие Европы с переносом столицы Израиля в Иерусалим, протест против попыток США разорвать условия Совместного всеобъемлющего плана действий с Ираном, протестное голосование в ООН против героизации фашизма. И это происходит в прогрессии потому, что сама по себе попытка американцев силой ответить на объективные изменения системы международных отношений как раз не встречает одобрения и даже понимания со стороны союзников. 

Обращает внимание на себя тот факт, что привычная очередь глав государств и правительств в Белый дом в прошлом году иссякла. После поспешных визитов некоторых глав европейских и арабских стран в Вашингтон после инаугурации Трампа, можно посчитать считанные визиты глав зарубежных стран в Белый дом. Именно поэтому Трамп в свои 70 с лишним лет вынужден был совершить долгосрочные тяжелые визиты в Европу, на Ближний восток, в азиатский регион. И итоги этих визитов сами американские аналитики признали неудавшимися.  Симптоматично, что, отказав Трампу в визите в Великобританию, премьер этой страны объявила о своем трехдневном визите в Пекин, где британцы ожидают подписания ряда ключевых соглашений. 

Показательным является и то, что «атлантические союзники» де-факто отказались от участия в громко разрекламированной Вашингтоном антитеррористической коалиции в Сирии. Не только Франция, но и Дания, Италия, Германия, фактически вышли из совместных действий коалиции. А демарш Турции на севере Сирии, обвинения Белого дома в предательстве, требования к США «убраться из Сирии», бомбардировка Африна, где, по некоторым сведениям, находятся и десятки американских инструкторов, не вызывает сомнений в позиции бывших близких партнеров США. Ситуацию вокруг «господства старшего брата» характеризуется реакцией Эрдогана. "Только идиот не поймет, что цель этого предательского проекта — Турция, — говорит Эрдоган. — Они (американцы. — Прим. авт.) отказались продавать нам оружие за деньги, но при этом дают его террористической организации бесплатно. И как тогда нас можно считать стратегическими партнерами? Как можно считать стратегическими союзниками"? 

Кстати, и военная помощь США уже не является эксклюзивным товаром. Не только стоимость, но и надежность, и боевые качества американского оружия не так уж и впечатляют. Азиатские страны, Ближний восток и Латинская Америка все больше ориентируются на оружие из России, Китая, Европы. 

Утратили Соединенные Штаты и роль покровителя демократии. Причем об этом говорят не их противники, а самый, что ни на есть проводник демократии «Freedom House». Как свидетельствуют его исследования, общий балл США (отражающий степень свободы и демократии) равен 86 — это всего на 1 балл выше, чем у Польши, которой сейчас правит вовсе не либеральная партия "Право и справедливость". Сегодня США оказались менее свободными и демократичными, чем Латвия, не так давно считавшаяся одной из самых коррумпированных европейских стран.

 Отказывают люди по всему миру Вашингтону и в лидерстве. Также чисто американское изобретение - старейший социологический концерн «Gallup» глобальное отношение к руководству США оценил в 30%. К сведению читателей, отставая от Китая (31%) и слегка опережая Россию.  Оценки лидерства в США значительно снизились на 10 процентных пунктов и более в 65 из 134 стран и регионов, сказано в докладе Гэллапа. И падения были наиболее заметными среди союзников и партнеров Соединенных Штатов в Европе и Америке. 

Но большим гвоздем, которым сами США забивают в крышку сами знаете чего, стал Ким Чен Ын. Микроскопическое государство с весьма скромной экономикой, не самым богатым населением заставило огромные Соединенные Штаты капитулировать и согласиться на диалог с «диктатором», а также на внутри корейский диалог, который сближает страны и народы корейского полуострова. 

Встрепенувшийся дракон

 «Не потому, что Китай стремится в лидеры, а потому что лидеры отошли назад, уступив место Китаю», — объяснял как всегда по-восточному гендиректор департамента международной экономики министерства иностранных дел КНР Чжан Цзюнь выдвижение Поднебесной в глобальном мире. Точнее, я считаю, полутрамиллиардный Китай просто не считает возможным играть по правилам 350 - миллионной Америки, которая присвоила себе право говорить и устанавливать правила от имени 6,5 миллиардов людей на земле. 

Пекин не только уже опережает США по ряду важных экономических показателей. Не забудем, что темпы роста китайской экономики более 6.0 процентов. Тогда как у США - 3.5. Это, конечно, не финал, а только начало гонки. Китаю еще немало необходимо достичь высот, чтобы опережение было целиком убедительным. Но многие последние тенденции позитивны. 

Не так давно начались нефтяные торги на Шанхайской энергетической бирже (за юани) как составная китайского глобального проекта «Один пояс, один путь». В сочетании с тесным сотрудничеством в энергетической сфере с Саудовской Аравией и латиноамериканскими странами этот проект создания нефтеюаня может нанести серьезный ущерб доллару во всем мире. А если еще и будут объединены торговля нефтяными и золотыми фьючерсами, то господство Китая в энергетической и валютной сферах будет невероятно усилено. Китай может заставить и США покупать нефть за юани. Не будем забывать, что дефицит торгового баланса США в торговле с Китаем – около 400 млрд. долларов. 

На выражаемый некоторыми экспертами скепсис по поводу такого прорыва с фьючерсами на нефть, можно привести пример торговли никелем. Через шесть недель после начала торгов объем сделок купли-продажи никеля в Шанхае превысил объем торгов этим металлом на Лондонской бирже металлов – основной бирже, где формируются цены на металлы в мире. 

Китай постоянно обвиняли в торговой экспансии. Однако времена изменились, изменилась состоятельность китайского общества. Так, по итогам десяти месяцев 2017 года объём ввозимой в страну продукции вырос на 21,5%. Эксперты прогнозируют, что в течение пяти лет Китай станет крупнейшим мировым импортёром вместо США. Согласно данным аналитиков, начиная с 2007 года китайский импорт опережал американский в среднем на 6%. Если такой темп сохранится к 2018 году и будет постепенно сокращаться в последующие годы, Китай станет лидером мирового импорта к 2022 году.

На этом фоне США теряет союзников, в то время, как Пекин приобретает все больше партнеров.  Размах и масштабы инициативы «Один пояс, один путь» это подтверждает. Его оценивают по-разному, но на этот проект уже потрачено более 300 миллиардов долларов. А в предстоящие десятилетия Китай планирует израсходовать на него еще один триллион долларов. По данным ЦРУ, в 2015 году 92 страны назвали Китай своим крупнейшим партнером в области экспорта или импорта. Соединенные Штаты своим партнером номер один назвали всего 57 стран. Но больше всего поражают те темпы, которыми Китай достиг всего этого. В 1980-х и 90-х годах эта страна была самым крупным в мире получателем займов от Всемирного банка и Азиатского банка развития, но в последние годы Китай выделяет развивающимся странам больше кредитов, чем Всемирный банк. 

К слову сказать, в Африке и на Ближнем востоке, как и в Латинской Америке, китайские бизнесмены успешно вытесняют американцев. Они строят порты, аэропорты, скоростные железные дороги, замахнулись на новый «панамский канал». Еще большие усилия Поднебесная предпринимает в Европе, где китайские бизнесмены просто скупают выгодные производства. Китайские прямые инвестиции в страны ЕС выросли на 77% в прошлом году до 35 млрд долларов, согласно исследованию Группы Родия и Меркатора. Китайцы строят скоростные железные дороги, другую инфраструктуру, продают в европейские страны значительную долю своего экспорта. 

Все эти почти конспективные соображения, конечно, вовсе не означают, что путь Китая без терний. Чтобы не подвергнуться критике скептиков, отмечу ряд негативных тенденций, существующих в экономике и внешнеэкономической деятельности Поднебесной. Не только пессимисты, но и серьезные ученые, в том числе в Китае, полагают, что Китай, возможно, вынужден будет столкнуться с масштабным кризисом. Темпы роста экономики могут снизиться до 5.3% к 2022 году. Кроме того, Китаю предстоит существенно скорректировать свою стратегию внедрения проекта «Один пояс, один путь». Важным основанием для кризисных опасений является общий долг Китая, который достиг 28 триллионов долларов, что превышает размеры национальной экономики, а также существенный отток иностранных инвестиций в страну. 

Именно преодолению этих опасных явлений был посвящен в значительной части многоголосый диалог на 19 съезде КПК, где острота проблем не замалчивалась и были выработаны конкретные программы по каждому кризисному направлению. Уже сейчас внедрены некоторые реформы. К примеру, уже сняты ограничения для иностранных инвестиций. Западным кампаниям разрешено теперь иметь 51% акций в китайских кампаниях. И это только начало. 

Надежда жителей Китая, его партнеров и союзников основываются на генетической мудрости, высочайшем трудолюбии народа. И еще в умении мобилизовываться в период трудностей. По данным Всемирного банка, с 2000-го по 2016 г. ВВП Китая вырос более чем в девять раз (в эквиваленте доллара США), доходы населения за этот период увеличились на 530%. 

Что же касается количественного отставания ВС Китая от США, то аналитики не учитывают того, что Пекин не стремится строить наступательную армию, которую можно использовать для продвижения интересов силой. А для выполнения задач обороны страны, недопущения угроз извне китайской народной армии сил и средств практически достаточно. Не говоря уже о том, что в последние годы Китай отличился выпуском значительного числа суперсовременных образцов военной технике: авиации, военно-морских сил и наземных войск. Причем, таковых, которые не отстают от американских. 

Так что у дряхлеющего орла есть причины опасаться возрождающегося дракона. А человечество, похоже, свой выбор уже сделало.

 

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
ТЕГИ: Ближний Восток,Европа,Латинская Америка,США,Британия,Северная Корея,Китай,Германия,Азия,Трамп
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.