Выборы в Каталонии: сбежавшие победители

25 грудня 2017, 14:47
Власник сторінки
политолог, кандидат исторических наук, политтехнолог
1
1333
Выборы в Каталонии: сбежавшие победители

Невнятная судьба победы на каталонских выборах

Картина Репина «Не ждали»

Каталонский кризис якобы возник неожиданно. Внезапно в мировой прессе появилась информация о том, что руководство Каталонии готовится провести региональный референдум о независимости провинции. Как - будто эта тенденция в Испании не развивалась минимум столетие, из-за нее не возникла гражданская война во второй половине 30-х годов, когда по свидетельствам Д. Оруэлла на улицах Барселоны гибло до 3 тысяч человек в день, вроде никакие импульсы изнутри общества не исходили. Итоги референдума не впечатлили единодушием, но дали возможность поставить вопрос об отделении от Испании. Вспомните Пучдемона после референдума. Главное, что бросалось в глаза? Его растерянность. Звал, звал всех на сепаратистскую революцию, а как она свершилась – не знает, что делать. 

В Мадриде тоже оказались не готовыми встретить референдум во всеоружии. Во всяком случае те лихорадочные и далекие от демократии действия, которые возникли накануне, в ходе и после успешного голосования на референдуме это ярко демонстрируют. По крайней мере, в действительно демократической стране, в которой руководство чутко улавливает общественные настроения, такого произойти не могло. Рахой и его помощники должны были бы провести консультации с местными органами власти Каталонии, найти какие-то компромиссные решения, тем более, что значительная часть жителей провинции не пылала желанием отделиться от Испании. Не состоялось. 

Не менее парадоксально вела себя и Европа. Чего стоит руководство Евросоюза и их политические советники, если они отреагировали на ситуацию в Каталонии с непонятным изумлением? Как после весьма сомнительной операции по суверенизации Косова, и нелепых, нелогичных и часто противоправных объяснений этого феномена чиновники Евросоюза не продумали, не смоделировали, не подготовились к подобным феноменам? То, как отреагировало руководство ЕС и лидеры отдельных стран, было похоже на какую-то спазматическую реакцию без тени логики. 

«Движение – все; конечная цель – ничто»

Воспользуемся знаменитой фразой Э. Бернштейна, чтобы описать все, что произошло в Испании после каталонского референдума. Политики – евроскептики внутри каталонских властей очень высоко и победно вскидывали руки, знаменуя свою победу. После нее очень растерялись. 

То есть, возникает впечатление, что инициаторы референдума не предполагали успешного результата. Иначе они были бы обязаны иметь и затем реализовать план действий в случае, если они получат позитивный результат. Прежде всего, для того, чтобы этот результат не украли, чтобы его можно было бы претворять последовательно и без конфронтации с руководством страны. То, что сделал Пучдемон и товарищи, объявив об итогах референдума и о том, что у Каталонии есть возможность объявить о независимости, а затем заявил, что пока «нужно подождать» было явным проигрышем. 

Если в Мадриде собирались не мстить Пучдемону, не бороться с не слишком опытными и сильными региональными политиками, зная, что на референдум пришло лишь 43% избирателей, и что немалая часть каталонцев являются противниками отделения от Испании, о чем они заявили на весьма многочисленном митинге, то зачем они действовали подобным образом накануне, в ходе и после референдума. Зачем были водометы, резиновые пули, почти 800 пострадавших от жесткой разборки с нацгвардией? Для чего нужно было выдавать международный ордер на арест Пучдемона, чтобы потом его отозвать? Если Рахой предполагал проведение вскоре досрочных выборов, то зачем сделали из инициаторов референдума, сепаратистов – мучеников, которые наверняка за этот счет получают дополнительные баллы в лице будущих избирателей. 

А там, по подсчетам журналистов, могло набраться в совокупности не 30, как думали раньше, а все 50 лет лишения свободы. Им "шили" организацию восстания, призывы к мятежу и растрату госсредств. Мадрид судил исключительно со своей колокольни. Тут же все уважаемые люди. За каждым тысячи избирателей. Вице-президент Каталонии, спикер парламента, министры. Среди них две женщины. А их закрыли, как преступную группировку. И вот именно благодаря Мадриду 21 декабря каталонцы голосовали под слоганами «Пучдемон – наш президент», «Демократия всегда побеждает!» 

В состоянии развода…

На выборах в региональный парламент Каталонии победили три партии, выступающие за независимость. Они получили 70 мест из 135. Партия "Вместе за Каталонию" экс-главы правительства автономии Карлеса Пучдемона зарезервировала за собой 34 мандата. Партия "Левые республиканцы Каталонии" бывшего заместителя Пучдемона, а ныне заключенного мадридской тюрьмы Ориола Жункераса, получит 32 места. Еще четыре кресла – у крайне левой "Кандидатуры народного единства". Еще обращает на себя внимание провал "Народной партии" испанского премьер-министра Мариано Рахоя – всего три мандата. И в этом – суть. 

Данная победа при очень высокой явке (почти 82%) подтверждает, что те действия, которые предпринимал Пучдемон до этого, в том числе и референдум о независимости, были неслучайными. И теперь все утверждения о том, что результаты референдума нелегитимны, поскольку большинство населения не приняло участия, а сам референдум противоречит конституции, несостоятельны. 

Важно напомнить, что Мадрид делал все, чтобы «сепаратистские партии» получили как можно меньше голосов. Даже по признанию западных СМИ, в ходе выборов существовала цензура республиканских властей в прессе, велась открытая грязная кампания против сторонников независимости Каталонии, максимально был использован такой привычный для Украины админресурс: избиратели жаловались на то, что власти стремились максимально затруднить доступ избирателей на участки, были несколько серьезных инцидентов, свидетельствующих о том, что власти пытались изменить итоги голосования. 

Опять в тупик??

«Итоги голосования, - делает вывод эксперт ВВС, - определит направление жизни Каталонии на ближайшие годы». Однако, напомним, что приверженцы «свободного плавания Каталонии» получили минимальный перевес в парламенте, что наверняка затруднит их радикальные решения. Тем более, что К. Пучдемон (в Бельгии) и О. Жункерас (в СИЗО) согласно местным законам не могут передать голоса другим членам списка партий, так что представительство «сепаратистских партий» сокращается до 68. За прошедшее после выборов время от победивших изгнанников мы еще не получили ясной программы того, как они собираются действовать. 

Большинство испанских и зарубежных экспертов считают, что никакого сепаратизма нет, а есть просто несогласные с тем, что Мадрид берет у Барселоны больше денег, чем отдает. А независимость – это другое. Здесь нужны умения государственного строительства, политическая воля, экономическая стратегия. Важно иметь в виду и размышления другого свойства. При самых благоприятных обстоятельствах новому правительству, если его удастся сформировать сторонникам независимости, необходимо решить задачи высшей сложности. 

Каталония действительно создает почти 19% ВВП и больше 25% национального экспорта Испании. Таррагона - считается центром химической промышленности в Европе. Порт Барселоны по грузообороту – один из 20 крупнейших портов Евросоюза. Треть работающих каталонцев имеет высшее образование. Из 75 миллионов туристов, посетивших Испанию, 18 – провели время на курортах Каталонии.  И в то же время Барселона недополучает от Мадрида 10 млрд. долларов. 

Однако хватит ли этого ресурса для самостоятельного государства? В Каталонии действительно есть свое правительство, система здравоохранения и образования, полиция и своя система телерадиовещания. Вместе с тем для суверенного существования необходимо еще, как минимум, иметь пограничную службу, таможню, международные связи, оборону, центральный банк, налогообложение, управление воздушными перевозками. И, если даже эти учреждения будут созданы, хватит ли ресурсов новой республики, чтобы их содержать? 

Тем более, что отделение от Испании потребует от новой республики «вернуть должок». После кризиса 2012 года из специального фонда страны провинция получила 67 млрд. евро для стимулирования экономики и теперь часть этих денег придется возвращать. 

Еще большей проблемой в социально-экономической и внешнеэкономической области станут отношения с ЕС. Ведь самостоятельное «плавание» возможно только в случае, если Каталония войдет в Еврозону, куда, как показали первые реакции еврочиновников на каталонский референдум, ее не собираются впускать.   

То есть у каталонских «сепаратистов» есть большой пакет проблем, которые сделают до предела проблематичными переговоры с Мадридом, в случае если последний пожелает вести разговор о «разводе». Возможно, выходом для обеих сторон может стать намеченная на весну 2018 года коррекция Мадридом взаимоотношений между центром и регионами, после которой претензии Барселоны на экономическую самостоятельность будут хотя бы частично удовлетворены. 

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
ТЕГИ: Испания,Евросоюз,Мадрид,Каталония,Карлес Пучдемон
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.