Власник сторінки
Директор Украинского института стратегий глобального развития и адаптации
О технологиях, целью которых является получение сиюминутных политических выгод
Общим местом гуманитарных наук является максима, согласно
которой прошлое принадлежит настоящему – именно в настоящем тематизируются и
обретают смысл события прошлого. Не имея доступа к «чистым» историческим
фактам, они всегда даны нам как часть определенной исторической концепции,
исторической школы, идеологии,
в конце-концов. В обыденном
сознании такая позиция представлена расхожей формулой «историю пишут
победители». Причем это касается и самых травматических и, как нам кажется
сегодня, самых недискуссионных тем.
Как убедительно показала А. Ассман, даже Холокост не исключение в этом ряду.
«Ни преступники, ни жертвы не знали, что участвуют в «Холокосте», - пишет она в своей книге «Длинная тень прошлого».
Сам термин вошел в употребление в среде американских евреев только в конце
60-х. А после 1978, когда с легкой руки голливудских продюсеров, в американском
кинопрокате появился сериал с названием «Холокост», данное понятие стало
неотъемлемой частью культурного словаря. До этого, на протяжении 30 лет после окончания Второй
мировой войны, тема Холокоста была непопулярной и практически табуированой со
стороны политического дискурса. В разгар холодной войны иллюстрация прошлых
«зверств» немцев - сегодняшних союзников США, вместе борющихся с «коммунистической чумой»,
выглядела неполиткорректной и неудобной. Вслед за «переоткрытием» трагедий
Мировой войны, тема Холокоста стала предметом многих исследований. Так, в одном из них
Н. Финкельстайн вводит термин «индустрия холокоста» и предлагает различать
два варианта: ХОЛОКОСТ, все буквы которого должны быть большими, представляет
собой медийный конструкт, использующийся в виде политического оружия; и
Холокост как реальное событие прошлого.
Сказанное свидетельствует о том, 1) историческое прошлое поддается сознательному переконструированию; 2) историческое прошлое может становится частью политического
дискурса, в котором успешно играть роль «оружия».
Может возникнуть вопрос относительно связи этих далеких и
теоретических вопросов с нашей повседневной практикой настоящего. Однако, связь
эта, судя по всему, куда более непосредственная, чем может показаться. «Западная» – назовем ее так – версия украинской истории конструируется не как история Украины, а как часть истории западного доминирования, как часть истории западной субъектности. Гранднарратив о формировании человеческой культуры и разума как именно западной культуры и западного человека был создан Просвещением и сегодня выглядит изрядно обветшавшим, но именно в его границах создаются повествования о коммунистическом порабощении Украины в целом и Голодоморе в частности как «отклонении» этой части Европы от эталонного пути развития.В середине 60-х годов афро-американский борец за
американскую «контристорию» Дж. Болдуин критически выступал относительно
официального исторического нарратива белых: «Я был дикарем, которому нечего
рассказать, кроме того, что его спасла Европа, перевезя в Америку. Разумеется, я верил в это. У меня просто не
было выбора». Понятно, что в таком нарративе в истории отказано и Африке
вообще, и переселенному в Америку чернокожему населению в частности, а то самое
спасение, за которое они должны были быть благодарны, было опытом рабства. Очевидно, что эта
максима абсолютна комплементарна нашей действительности: стоит только заменить
Африку советским или имперским прошлым, вывод от этого не меняется. Согласно
данному нарративу, все ценное
и значимое, что присутствует в украинской истории, связано с Западом, все остальное
губительно и противоестественно – от него нужно поскорее избавиться. И
совершенно неважно, что София Киевская, например, или Б. Хмельницкий, или мост
Патона не вписываются в данное клише.
Попытка же сознательно манипулировать национальными травмами
всегда имеет и обратную сторону. На что указал, например, американский
исследователь политики прошлого Дж. Торпи. Он убежден и доказательно это
обосновывает, что чем громче заявляется о жертвах репрессивного прошлого, тем
быстрее рушится национальный консенсус относительно совместного будущего. Эта
мысль не нова, его книга «Политика и прошлое» вышла в 2003 году, но несмотря на
эти предостережения мы все настойчивее пытаемся построить национальную
идентичность на событиях, которые сегодня скорее ведут к деконсолидации. Такая
стратегия выглядит еще более странной, если учитывать, что официальный
конструкт политического дискурса, представляющий Голодомор геноцидом
украинского народа со стороны советского (чит.
русского – для украинского политического дискурса это необходимое следствие)
руководства, игнорирует наипростейшие факты, лежащие на поверхности. В Украине советскую политику проводил
поляк Косиор, Кремлем руководил грузин
Джугашвили, а хлеб у крестьян отбирали простые украинцы в том числе. Травмы
прошлого опять оказывается выгоднее использовать в виде «политического оружия»,
нежели искать национальный консенсус относительно его реинтеграции в настоящее.
Таким образом, не отрицая трагедии прошлого, трудно
согласиться с интерпретацией, которую она получает в официальном политическом
дискурсе. Мы в очередной раз становимся свидетелями функционирования
технологий, целью которых является не установление «исторической правды», а
получение сиюминутных политических выгод.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.