Чиновники высшего ранга поспешили засвидетельствовать лжепатриарху Филарету свое почтение. Словом, брачный пир христопродавцев и врагов народа.
С понтами высокоразвитой страны отметила власть пятидесятилетие служения на кафедре самопровозглашенного патриарха Филарета. Дорогое украшение от прихожан в Америке (инкрустированный драгоценностями орден) в качестве награды передала даже семья экс министра Яресько. Полвека – срок немалый, конечно, но почему он должен отмечаться на государственном уровне? Ведь у нас светское государство, и в перечне государственных праздников я что-то не припомню такого события как день рукоположения в церковный сан. А тут все госчиновники спешат занять очередь на поздравление – от президента и губернаторов до столоначальников. Так помпезно отмечали в своё время только личные достижения Генерального секретаря Коммунистической партии в СССР. А ещё говорят, что в стране декоммунизация…
Давайте и мы к праздничному застолью попробуем разобраться, кому же полвека служил владыка Филарет, что снискал такие почести? Пятьдесят лет прошло с назначения Михаила Денисенко экзархом Украины 14 мая 1966 года, а предшествовали этому событию еще многие вехи его биографии, и самая яркая из них – это, пожалуй, закрытие Киевской Духовной семинарии в 1960 году, куда он был назначен ректором. Можно считать совпадением, что сразу после ликвидации неугодного партии учебного заведения началась головокружительная карьера будущего экзарха. Управляющий делами Украинского Экзархата, настоятель патриаршего подворья при Александрийском Патриархате в Египте, затем епископская хиротония в 62 году – и параллельно новые задания партии и правительства, а может, и ее спецслужб.
В одном из интервью Денисенко утверждает, что в те времена все епископы как-то были повязаны с КГБ, и лишь только он один остался белым и пушистым. Странно, что его как самого неблагонадежного выпускали в загранпоездки в капстраны, куда советские граждане без справки о благонадежности от комитета просто так попасть не могли. Наверное, чудеса случались или все же их случал некий условный покровитель в кабинетах партии? Показать миру «последнего попа» было тогда знаменитым лозунгом Никиты Хрущева и, помогая власти закрывать духовные семинарии, экс ректор каким-то образом содействовал выполнению этого плана партии. Чтобы не стать «последним» во всех отношениях. Одесской духовной семинарии в 61 году удалось сохранить преподавательский состав и учебное заведение выжило, потеряв лишь часть помещений и, невзирая на мытарства, выстояло до 80х, когда давление на Церковь ослабилось. Да, ее ректора рискнули не оказать содействия безбожной власти; да, они не сделали потом такой головокружительной карьеры; да, их дни рождения не отмечали на государственном уровне. Но они сделали главное – сохранили верность Богу.
Кстати, во всех своих интервью Денисенко любит подчеркивать, что он во всем уповает лишь на волю Божию. А кто для него собственно Бог? Может, карьера? Ведь стремление к карьерному росту было заметно с того самого момента, как холостой Михаил лишь ступил на порог академии. И что для него значит Божья воля и монашеский постриг? Ширма? Отвлекающий манёвр? Качели? Сегодня воля Бога – завтра моя? Сегодня холостой – завтра женатый? Сегодня служу Церкви – завтра служу партии и сожительнице? Не будем вдаваться в грязные подробности интимных отношений в импровизированной семье монаха, его музы и их «непорочно приемных» детей. Детей, безусловно, жалко. А вот факт вопиющего нарушения монашеского обета и самого существования какой-либо семьи, кроме Церкви – это, стало быть, норма Киевского патриархата, для которого если вещи не в порядке, то это в порядке вещей?
А может быть, воля Божья заставила одержимого патриаршим престолом епископа Денисенко названивать в ЦККПСС с требованием назначить себя Патриархом Московским после смерти Пимена? Нет, Божья воля не позволила верному слуге Коммунистической партии и Советского правительства занять патриарший престол. В июне 90-го года Партия уже не имела такого влияния на церковные дела, и Лукьянов ему ответил: «Михаил Антонович, теперь мы вам не можем помочь: как решит Собор, так и будет». Никогда ранее Церковь, выбирая предстоятеля, не отвергала местоблюстителя с таким позорным результатом. Приведу результаты голосования Поместного собора (они есть в открытом доступе): Филарет получил 66 голосов, тогда как за митрополита Алексия было отдано 139 голосов, за Владимира — 107. Украинских делегатов было на соборе большинство, и они действительно хотели видеть на патриаршем престоле своего предстоятеля, но своим для них был изгнанный Филаретом с Черниговской кафедры Владимир Сабодан. Весь свой административный ресурс местоблюститель употребил лишь на то, чтобы не допустить своих конкурентов к победе, но в итоге во втором туре патриархом был избран Митрополит Алексий с перевесом в 166 голосов против 143, отданных за Владимира.
Уже через месяц подчиненный ему как Экзарху Украины епископат принимает решение выбрать Филарета украинским предстоятелем и просить автономии. Спешка, с которой несостоявшийся патриарх протолкнул все эти решения, объясняется его страхом перед возвращением в Киев Владимира. Пока в Украине Коммунистическая партия ещё имела влияние на епископов, Денисенко поторопился утвердиться в Киеве, чтобы его и отсюда не погнали с треском. Чтобы успокоить опасения украинского экзарха за собственную должность и дать ему возможность благотворно работать на благо Церкви, Собор РПЦ в октябре 1990 года преобразовал Украинский Экзархат в Украинскую Православную Церковь и предоставил ей независимость и самостоятельность в управлении. Предстоятель Украинской Православной Церкви получал титул «Митрополит Киевский и всея Украины» вместе с титулом «Блаженнейший». Теперь положение Филарета было защищено и позволяло при удачном стечении обстоятельств ринуть в новый поход за патриарший престол.
Ни о какой национальной или поместной церкви не помышляли тогда ни в кулуарах партии, ни в кабинете Денисенко. УПЦ де-факто и де-юре являлась национальной и независимой. Такой она остаётся по сегодняшний день. Более того, Филарет продолжал ожесточенно клеймить националистов, запрещать в храмах украинский язык и слал телеграммы в Москву с требованием разобраться с деструктивным националистическим элементом. Все изменилось в августе 1991 года, когда после провала ГКЧП вчерашние коммунисты сменили вектор пропаганды на 180 градусов.
Когда вчерашние украинские коммунисты, лишившись «центра управления полётами», начали играться в суверенитет, у бывшего секретаря Кравчука зародился план подложить Православную Церковь под новую доктрину власти и сделать ее инструментом в своей политической борьбе. Филарет, то ли уже выдрессированный за долгие годы к беспрекословному служению покровителям, то ли под страхом обнародования имеющегося компромата, то ли в предвкушении исполнения заветной мечты, сразу же поддержал это направление правящей элиты. В ноябре Архиерейский собор УПЦ единогласно поддержал решение о полной независимости от РПЦ. Единогласность в этом вопросе была достигнута жесткими методами давления вплоть до изгнания с кафедры непокорных архиереев. А уже в апреле 1992 года Архиерейский собор РПЦ рассматривал жалобы украинских верующих и клира на неприемлемые методы административного управления Церковью ее предстоятелем. Вдалеке от помощи Кравчука, Денисенко пришлось смириться с повесткой дня Собора и держать ответ за свои проступки. Он был вынужден признать свои прегрешения и клятвенно (присягая на Библии) заверил епископов и Патриарха, что уйдет на покой, проведя в Киеве Собор для выбора нового предстоятеля УПЦ.
Но, вернувшись в Киев под крыло своих покровителей, Денисенко забыл об обещаниях и клятвах. В результате на созванном Соборе епископов Украинской Православной Церкви в Харькове, несмотря на угрозы действующей власти, Митрополит Филарет был единогласно низложен как клятвоотступник. Не признали решение этого Собора только один епископ и президент Кравчук. Таким образом, Украинская Православная Церковь обрела себе нового предстоятеля и независимость от действующей власти. Но всеми покинутый и разжалованный Филарет и после такого урока не смирился с положением. А как же воля Божья, Михаил Антонович? Да ладно! У Миши честолюбивые амбиции и влиятельные покровители, деньги, слава, перспективы. Да и куколь стынет. А воля Божья подождет…
В июне 1992 года при поддержке администрации Президента, части епископов УАПЦ и бывшего предстоятеля УПЦ был проведен учредительный собор, на котором был провозглашен Киевский патриархат и выбран его первый (и надеюсь последний) руководитель. С тех пор Киевский самопровозглашенный патриархат верой и правдой служит кому угодно, только не Богу. По этой причине ни одна каноническая Церковь не признала статус этой общественной организации как церкви, но это не является препятствием для получения ею всяческих преференций от органов государственной власти в Украине. Власть никогда с тех пор не обделяла свою конфессию ни вниманием, ни подарками. Тем более последняя, которая во многом обязана КП своим приходом к власти. Вся риторика самопровозглашенного патриархата служит воспитанию не христианства, а радикального исламизма, шахидов, готовых жертвовать собою ради укрепления постмайданной власти. Раньше «дух коммунизма бродил по Европе», а теперь «дух майдана» бродит по Украине. Большое шило поменяли на маленькое.
Потому и нет ничего удивительного в той надменной помпезности, с которой власть устроила чествование своего единственного верного союзника за счет общественного бюджета. Равно как и в том, что сегодня все чиновники высшего ранга поспешили засвидетельствовать Филарету свое почтение. Экономическое положение в стране такое, что им жизненно важно примазаться, пусть даже и условно, к этому «слуге Божьему» на фоне придуманного рейтинга доверия народа к их «духовному лидеру», как называет сам себя Филарет. Словом, брачный пир христопродавцев и врагов народа. Будем называть вещи своими именами.
В нынешних условиях верховенства права, о котором бесконечно тараторят украинские политики, хочется ещё раз им напомнить, что у людей есть свобода вероисповедания и ряд других свобод. Что ж, власть сделала собственный выбор, получив отпущение грехов и благословение от Филарета – раскольника, клятвопреступника, еретика и коммерсанта. Оставьте народу – по крайней мере, его сознательно верующей половине – право самостоятельно выбирать путь к Богу, без угроз, лжи и нагнетания ненависти. Не хотите быть в канонической Церкви – это ваше право и свобода выбора. Но не нужно превращать страну в концлагерь недоумков, кретинов и безбожников. В ней ещё остались светлые умы и чистые сердца. И в ней есть Церковь Христова. На которую вы так злобно оскаливаетесь. И если Христос с теми, кто ищет Его Правду через Любовь и Милосердие, то кто же возглавляет ваш пир? Ответьте честно самим себе. Хотя бы раз в жизни.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.