ЕС: скорее мертв, чем жив

24 квітня 2021, 12:26
Власник сторінки
политолог, кандидат исторических наук, политтехнолог
3
2397
ЕС: скорее мертв, чем жив

Киссинджер никому не звонит

Многие скажут: ну вот опять, опять «умирает», а он жив и жив. Нет, конечно, я не делаю столь смелый вывод только по итогам недавнего «одного из самых острых саммитов блока за последние десятилетия», по оценке «Financial Times», на котором так и не договорились пока поделить пандемические субсидии странам блока. И даже не под предлогом «самого глубокого с 1945 года», как пишет «Independent», экономического кризиса стран Европы под влиянием эпидемии коронавируса. Все значительно масштабнее и глубже. 

В созданном Евросоюзе поначалу развилась (вполне закономерно) некая эйфория (а некоторые страны, к примеру Польша, получили небывалый «гешефт» от ЕС). Вне сомнений, ряд стран, прежде всего, из «второго эшелона», значительно преобразились, подняли уровень жизни людей, осуществили ряд мощных инфраструктурных проектов. Казалось бы, «жизнь удалась». Однако, задумывая переход от Европейского объединения угля и стали, а затем Европейского экономического сообщества и Сообщества по атомной энергии, в европейских столицах должны были понимать, что любой проект, в том числе геополитический, подстерегают и неизбежные трудности, препятствия и кризисы. 

А они последовали не за горами. Брюссель сам подложил первые мины под Евросоюз, которые поначалу вроде даже вызвали подъем, но со временем они развились в раковую опухоль, о которой тогда и не подозревали. Речь идёт о введении зоны евро и стремительном расширении.

Введение зоны евро, которое в том числе должны были консолидировать и сплотить блок, сыграло, в том числе, и негативную роль. Во-первых, не все страны согласились сменить свою национальную валюту. До сих пор зона евро распространяется на 19 стран из 27. А значит консолидация не состоялась. Во-вторых, появление нового платежного ресурса некоторые страны расценили как шанс тратить больше, чем получаешь. Эйфория от появления европейской валюты привела к тому, что та же Греция, как и Италия с Португалией, начала вводить сумасшедшие с точки зрения финансового рационализма реформы (типа выплат незамужним женщинам после 25 лет и пенсии в 53).

Стремительное же расширение ЕС обернулось негативными последствиями, когда в 2004-м в блок вступили сразу 8 стран (в основном восточной Европы) с явно более низким уровнем развития. Что привело остальных членов в беспокойство, в результате чего были приняты некоторые ограничения при приёме на работу и для путешествий относительно граждан новых стран-членов. 

Мощную встряску европейский блок ощутил в 2008 году, когда еврозона не избежала кризиса, корреспондированного из США. И уже тогда стало понятно, что преимущества сообщества стран во время таких кризисов не работает, блок не защищает от разорений. Подчеркну, что по мнению экономистов, некоторые страны ЕС до сих пор от того кризиса не оправились. Одна из главных причин кризиса в зоне хождения евро состоит в том, что практически все пострадавшие европейские страны нарушили правила, которые сами же для себя установили, признает «Daily Express». Тем не менее достичь докризисных темпов роста ВВП удалось только к 2017 г. 

Читая аналитические статьи – размышления о смысле Евросоюза, понимаешь общий вывод: появление ЕС объясняется желанием Европы играть более значимую роль в качестве геополитического игрока. Однако, до сих пор такого качества Брюссель не достиг. Он является лишь корреспондентским пунктом Госдепартамента США, поощряя своеволие Вашингтона и становясь заложником его авантюр. 

Одним из глубоких, разрушительных кризисов ЕС, который ярко вскрыл искусственность блока, стали массовые волны мигрантов, захлестнувшие Европу, прежде всего, южную. Тогда страны не только переругались насчет правил и квот, но впервые закрывались границы и возникла опасность отмены Шенгенского соглашения. Но, этот кризис вытекал из евроатлантической солидарности Евросоюза. Эта явно ошибочная стратегия, лишившая ЕС права на особую геополитическую роль, и привела к тому, что произошло позднее. А именно втягивание Европы в американскую авантюру на Ближнем востоке и севере Африки, начавшуюся вторжением США в Ирак и продолжившуюся «арабской весной». Именно тогда миллионы людей лишились жизни, крова, доходов и потянулись в Европу за компенсацией. 

Гранды Евросоюза – Германия и Франция, пытаясь сделать хорошую мину при плохой игре, заявили о новом «прекрасном» феномене – мультикультурализме. Серьезные вроде бы политики мечтали о том, что прибывающие сотни тысяч мигрантов с чуждой культурой, вероисповеданием, бытовыми привычками вдруг «встроятся», ассимилируются в экономические, религиозные, социальные, гуманитарные правила, привычки и законы стран запада. Что они скоро ощутят себя гражданами новой реальности. 

Однако, скоро как раз сказка рассеялась. Когда в реальности лидеры Евросоюза убедились, что никто ассоциироваться особо не спешит, когда в крупных городах Европы появились большие анклавы этнических сообществ, куда полицейским заходить почему-то не хочется, когда в столицах Европы произошли резонансные, кровавые терракты, спесь отцов мультикультурализма спала. Они вынуждены были признать, что эти усилия провалились. Кстати, вчера во Франции произошло новое кровавое событие: убийство полицейского в Рамбуйе. 

Как вспоминают в «Дойче велле», патриарх международной дипломатии Генри Киссинджер в своё время спросил: по какому телефону мне позвонить, чтобы узнать точку зрения европейской политики. Однако ее сейчас очень легко выявить. Надо только обратиться к последней пресс-конференции Блинкена. Конечно, это хорошо понимают и это претит многим европейским политикам. Временами, особенно в период правления Трампа, лидеры Евросоюза стремились к суверенизации. Говорили о Соединенных Штатах Европы, о финансовом суверенитете, много разговоров и инициатив возникло в связи со стремлением создать свои собственные вооруженные силы. Но, увы. Трамп развеял эти мечты, потребовав увеличить финансовое обеспечение войск НАТО в Европе. А национальным европейским вооруженным силам уготована в будущем роль металлолома. 

Более того, Вашингтон последовательно, масштабно и успешно навязывает ЕС практику «единого окна» в международной торговле. Разрушив ядерный договор (СВПД), Трамп обрезал Европе возможность торговать с Ираном. Вводя санкции, стращая Кремлем, США удалось добиться снижения взаимной торговли ЕС –Россия практически втрое. В настоящее время задача Байдена отрезать Европу и от Китая. 

Как известно, огромный европейский рынок является главной целью мегапроекта Поднебесной «Один пояс, один путь». Почти семь лет ушло у Пекина на то, чтобы в конце - концов 31 декабря 2020 года (при активном содействии А.Меркель) все-таки заключить долгожданное с двух сторон инвестиционное соглашение. Это бы поставило Евросоюз в отношениях с Китаем на одну ступень с Америкой. 

Но не вся так просто и гладко. Во-первых, это соглашение требует одобрения лидеров ЕС и ратификации Европарламентом. Но, со сделкой и ее условиями согласны далеко не все в Европе. Основная критика исходит как раз от Европарламента, а Нидерланды и Бельгия «обеспокоены соблюдением прав человека в Китае». Именно эту волну подхватил помощник Байдена по нацбезопасности Дж. Салливан, приглашая европейцев очень внимательно и вдумчиво обсудить «экономическую практику Китая». Словом, это инвестиционное соглашение может стать для Меркель лишь мигом триумфа, но воплощения в жизнь оно не достигнет. 

Сегодня Евросоюз переживает самый масштабный разрушительный кризис. Душный застойный смрад в Брюсселе, повсеместные локдауны, разборки, противостояние стран, кража уже оплаченных средств защиты друг у друга, проблемы с производством, сертификацией и качеством вакцин помешали европейскому блоку решительно, успешно и быстро справиться со страшной пандемией и особо подчеркнул его бесперспективность. О каком там «единстве и солидарности» может идти речь? Страны не только разочаровались в блоке, не только разругались и отдалились друг от друга, но и решили выживать поодиночке. 

Напомню, что некоторые страны ЕС боролись друг с другом за медицинское оборудование. Вместо того, чтобы работать вместе над поиском решений, Франция и Германия запретили или ограничили экспорт медицинского оборудования в другие страны Союза. Например, Германия, начала заключать собственные контракты с фармацевтическими компаниями, прежде чем передать ответственность ЕС, - пишет Express. Напомним, что Берлин, в то же время, осуждал самостоятельные шаги других стран по защите населения. Это, естественно, привело к небывалому росту недоверия между членами ЕС. 

Но перессорились не только государства. Жонглируя лозунгами, цифрами, квотами, субсидиями и инвестициями, изредка совершая локальные миниатюрные гуманитарные акции, европейские политики перессорили в ходе борьбы с пандемией и народы Европы. 

Без сомнения, вопреки, а не благодаря усилиям Брюсселя Евросоюз будет еще длительно страдать от локдауна, но еще и переживать масштабный экономический кризис, вызванный им, достаточно долго, который, по идее, должен был бы за счет потенциала блока быть смягчен для его участников. 

Конечно, эта «смерть» не наступит скоро и в одночасье. Брюсселю очень хочется «порулить», ряд стран не прочь получить помощь и поддержку пусть и «с поганой овцы». Наконец, Вашингтон также хотел бы продолжать рулить Европой через Евросоюз. Ведь отдавать команды в Брюссель, значительно легче, чем договариваться, уламывать, а то и угрожать 27 отдельным странам. Хотя в последнее время он делает это, Брюссель не спрашивая. 

Но угасание может быть мучительным и длительным. Евроскептицизм и идеи выхода из блока после Брекзита крепчают. Тем более, что кроме ошибок и провалов, Брюссель и ведущие страны Евросоюза никаких революционных реформ не предлагают, даже «морковки» для скептиков они не придумали. А в очереди на выход после Лондона уже насчитывается несколько государств. 

Сэр Пол Коллиер, британский экономист по вопросам развития из Оксфордского университета, выступал в рамках дискуссии Intelligence Squared еще в 2017 году. Он сказал: «Я думаю, что европейский проект - это фантазия стариков, которые сражаются в давней битве». Возможно, он прав, сама политика еврочиновничества приведет к завершению всей истории под названием «Европейский союз». 

Но хоронить его будут не немецкие бюргеры и французские виноделы, а выходцы из Ирака, Сирии, Турции, Марокко, Ливии, Ливана и еще ряда стран. Он пришли в Европу не только, чтобы поесть, но и отомстить за свое разорение.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости мира
ТЕГИ: Европа,США,Франция,Евросоюз,Германия,Брюссель,мигранты,Европарламент,госдепартамент США
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.