Власник сторінки
директор Института мировой политики
В журнале Корреспондент - европейская интеграция Украины, откровенно говоря, пробуксовывает. Хотя курс на нее был закреплен два года назад прямо в Конституции Украины
Причины — не только в Киеве, да. Но выводы придется делать именно украинскому руководству Заседание Совета ассоциации Украина и ЕС, прошедшее в середине февраля в Брюсселе, не оказалось для украинской делегации ни триумфом, ни провалом. Для Дениса Шмыгаля визит в политическую столицу Европы стал чем-то средним между пробой сил на международной арене и утешительным призом. Почему утешительным? Потому что стали намного громче в последнее время разговоры о том, что его шансы сохранить премьерский портфель невысоки. Состояние экономики и вопиющие проблемы с вакцинацией делают главу исполнительной власти крайне неустойчивым. Но это полбеды. Эти две напасти делают его крайне удобной фигурой, на которую можно повесить всех собак перед отправкой в отставку. И ослабляет его позиции при внешних контактах.
Возможно, именно поэтому украинский премьер рискнул утверждать, что наша страна прошла вызванный пандемией экономический кризис мягче всех в Европе. Боюсь, что слова Шмыгаля вызвали когнитивный диссонанс у его европейских визави, обладающих не только объективной информацией по этому вопросу, но и финансовыми ресурсами, столь необходимыми сегодня Украине. После возвращения в Украину глава правительства отметил в интервью Укринформу, что наша страна рассчитывает на пересмотр не самого Соглашения об ассоциации, а приложений к нему, устанавливающих размеры экспортных квот. Действительно, по ряду выгодных позиций украинские производители выбирают квоты буквально на протяжении января, оставаясь после этого при своем интересе.
Официальная позиция Европейского Союза относительно отношений с Украиной была высказана не только резолюцией Европейского парламента, но и заявлениями высокопоставленных еврочиновников. Европарламент высказался в целом благоприятно: поддержал реформирование Украины, подвергнул сомнению целесообразность турборежима и отметил необходимость борьбы с коррупцией и осуществления судебной реформы. Собственно, Шмыгалю четко дали понять: новый транш дешевого кредита от ЕС Украина может получить только после демонстрации ощутимых успехов в этом вопросе. С учетом похожей позиции МВФ — сигнал более чем четкий.
Европарламенту вторил его главный дипломат: Жозеп Боррель подчеркнул необходимость восстановления доверия к судам и борьбы с коррупцией. Якобы позиция Борреля спасла совместное заявление представителей Украины и ЕС от возможной атаки со стороны еврокомиссара по вопросам расширения и соседства Оливера Варгеи. Этот представитель Венгрии (это важно, хотя формально еврочиновники должны оставить за скобками свою принадлежность к тому или иному государству на время работы в евроструктурах) требовал признать от Украины факт ущемления национальных меньшинств и закрыть сайт Миротворец.
Факт ретрансляции капризов официального Будапешта в Брюсселе — нечто большее, чем неприятный эпизод двусторонних отношений Украины и ЕС. Команда Виктора Орбана в Венгрии научилась отлично продавать эмоции на пространстве континента, действуя в своих узких интересах. Словесная порка Украины при каждом удобном случае — асимметричный ответ венгерской власти на обвинения в нарушении европейских ценностей со стороны Брюсселя в адрес Будапешта. Классический «вотэбаутизм» (what about is — «а как насчет...») или переключение внимания с неудобной темы.
Сомневаюсь, что на фоне критических оценок визита Борреля в Москву кто-то в евроструктурах поднимет вопрос о замене комиссара по вопросам расширения и соседства на более нейтральную фигуру, нежели Варгеи. Кстати, нынешняя повестка дня Европейского Союза если и предполагает в обозримой перспективе расширение, то, скорее, в направлении Западных Балкан. Так что вести неудобный диалог с Варгеи официальному Киеву придется и дальше.
При этом следует учесть, что вопрос защиты интересов национальных меньшинств для Европейского Союза является стратегическим и может стать рычагом воздействия на европейские перспективы Украины. Защищать их придется не только на словах, а через принятие законов, и доказывать неоднозначность проблемы русскоязычного меньшинства, поверьте, будет непросто. Кстати, в Брюсселе готовы хотя бы в принципе обсуждать тему о перспективах вступления Украины в ЕС только на уровне Европейского парламента, а вот Еврокомиссия пока что даже разговоров об этом не заводит.
Хуже другое. Да, неадекватные претензии по поводу прав нацменьшинств в Украине удалось купировать, но сам факт дискуссии внутри евроструктур на эту тему Москва точно попытается использовать в своих интересах — для давления на Украину и для пропаганды.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.