Мольбы и комиссии войн не прекращали

19 січня 2020, 20:34
Власник сторінки
политолог, кандидат исторических наук, политтехнолог
2
Мольбы и комиссии войн не прекращали

Некоторые итоги конференции в Берлине

На первый взгляд, давно откладывавшаяся конференция по Ливии, назначенная теперь в Берлине, непонятно почему собрала беспрецедентное число участников. Напомню, это Германия, Россия, Турция, США, Франция, Китай, ОАЭ, Конго, Италия, Египет, Алжир, ОАЕ, ООН, Лига арабских государств, исламская конференция, ЕС и, естественно, фельдмаршал Хафтар и премьер Сарадж. 

Правда, глава Европейского совета Шарль Мишель по прибытии в Берлин заявил, что стабильность в Ливии "имеет ключевое значение для безопасности и стабильности ЕС". Хотя он и не объяснил причин и последствий этого. 

Все равно, не слишком понятно, чего пытается добиться эта разномастная политической кампания в ее бесконечных призывах к миру? Не исключено, что дополнительным стимулом собраться срочно стала остановка отгрузки ливийской нефти. Одновременно с месторождением Эш-Шарарой было закрыто расположенное недалеко от него месторождение Эль-Филь. Поступление нефти на нефтезаводы прекратилась. Ежедневная добыча на месторождениях составляет порядка 400 тыс. баррелей. Как предполагают эксперты и журналисты, в коммюнике по итогам встречи в Берлине также включат признание Национальной нефтяной корпорации Ливии (NOC) единственной законной структурой, которой разрешено продавать ливийскую нефть. 

Но, даже участие России и Турции, которые были инициаторами начала процесса примирения в Ливии, проходившего недавно в Москве, вызывает определенное сомнение. Их непосредственные интересы в разгромленном американцами государстве особо не пересекаются. А уж Германия и Конго вообще непонятно почему так озаботились. 

Все это на первый взгляд. Однако, как говорит анализ внутренних, скрытых мотивов участников саммита (понятно, что за исключением лидеров двух воюющих ливийских лагерей), их вовлечение в этот диалог вовсе не случайно. 

О мотивах Турции мне приходилось уже писать. В дополнение к сказанному недавно, подчеркну, что турецкие аналитики убеждают нас в том, что важным мотивом Эрдогана является и поддержка со стороны Анкары «Братьев-мусульман», контролирующих правительство Сараджа, а также противостояние с Египтом, где эта группировка была разгромлена после «арабской весны». 

Трудно себе представить, что после столь наряженной во всех смыслах (и психологической, и политической, и физической) недели В. Путин прилетел в Берлин на уикенд. Его личное участие в конференции, которая не обещает быть успешной и прорывной, видимо диктовалась другими соображениями российского лидера. Насколько нам известно, ни с кем из лидеров других стран, кроме Эрдогана, у него встреч на запланировано (что не исключает «встречи на ногах»). Хотя, с Эрдоганом встречи и телефонные разговоры и так проходят регулярно. 

Вряд ли можно допустить мысль, что хозяин Кремля сумеет каким-то образом диктовать или даже управлять диалогом в Берлине. Так для чего? Во-первых, Путину необходимо «застолбить» международное признание того, что российско- турецкая инициатива начала процесс нормализации в Ливии. Во-вторых, Путин не может допустить, что Москва будет изолирована от процесса дальнейшего урегулирования в этой стране. 

Представляется также, что президент России таким образом демонстрирует факт, что без России серьезные политические проблемы не решаются. С другой стороны, в присутствии президента России участники саммита вряд ли позволят передать «вожжи урегулирования» Вашингтону, Лондону или Парижу, которые бы были рады новому «второму фронту». 

А вот, что заставило немолодую канцлер Германии, здоровье которой в последнее время явно пошатнулось, проявлять столь мощные усилия по проблеме страны, в которой, судя по мнениям экспертов, никаких сущностных интересов Германии не присутствует? И с Генеральным секретарем ООН о проведении конференции в Берлине договорилась, и мотнулась в Москву на встречу с В. Путным, и пригласила сверхдостаточный круг участников в Берлин (Греции, кстати, отказала). 

Формально накануне саммита канцелярин заявила, что Германия заинтересована в прекращении огня и блокировании поставок оружия любыми внешними игроками», цитирует ее Евроньюс. Еще одна информация, что Меркель и Хаас встретились отдельно с Хафтаром и Сараждем. Впрочем, сейчас непонятно, какую роль в итоге этой конференции сыграли эти усилия. Однако, немецкая газета “Die Welt” заявила, что главная цель канцлера блокировать возможность нового успеха (по примеру в Сирии) для хозяина Кремля. Есть и другое объяснение турбоактивности германского руководителя: возвращение Германии в существующий миропорядок. 

Если не впадать в политический цинизм, то присутствие на саммите руководителя ООН, еврокомиссаров, Верховного комиссара ЕС, Лиги Арабских стран, представителей исламских, африканских стран можно объяснить гуманитарными соображениями, мотивами безопасности региона и т. п. Не может не беспокоить их и опасность возвращения на эту территорию тысяч боевиков из игиловских банд. ЕС, в частности, обещает требовать санкции ООН против стран, которые нарушают оружейное эмбарго в Ливию. Однако, такое эмбарго было введено ООН уже давно. И «что это им дало»? 

Но, а причём тут американец Помпео? Что нужно на этой умиротворительной конференции представителю государства, которое разрушило Ливию «до основанья». Ну, предположим, что сюда не мог не заявиться чиновник из страны, именующей себя «гегемоном человечества». Видимо, Вашингтон ещё не удовлетворён тем пламенем гражданского противостояния, что он раздувает в Иране, Ираке, Ливане и т.п. 

Возможно, как и Меркель, глава американского Госдепа будет пытаться минимизировать вклад России (а возможно и Турции) в достижение в Ливии устойчивого мира. Сегодня, в отличие от 2011 года, он заявил, что «ливийцы сами должны решать свою судьбу». Несомненно, что в случае минимального успеха саммита в Берлине, Помпео немедленно заявит, что «без его личного участия и огромного вклада Америки» он не был бы достигнут. 

За ним вдогонку рванул и Б. Джонсон. Представляя вторую страну, обманувшую мир пробиркой с белым порошком, он лицемерно выступил за прекращение войны, которую они с США развязали. «Народ Ливии достаточно пострадал», вынужден был признать он, не предлагая каких-либо радикальных путей для быстрой нормализации ситуации. 

 Общим местом в ходе переговоров в Берлине сегодня было требование полного, верифицированного эмбарго на поставки оружия в Ливию. Необходимость этого накануне саммита подчеркнул министр иностранных дел Италии. Кроме того, скорее всего, в коммюнике вошло требование «разморозить» нефтяные терминалы, захваченные армией Хафтара. 

Еще одной темой переговоров станет вопрос о введении многонациональных сил в Ливию для контроля за прекращением огня и поставками оружия в страну. Однако, это вопрос Совета Безопасности ООН. Он должен дойти до Совета, включен в его повестку и проголосован. А кто предскажет, какие преграды на этом пути могут возникнуть? 

Что же в итоге конференции? Надо сказать, что практически все, кто предвосхищал ее итоги, ожидали их весьма осторожно, скорее даже пессимистически. Несмотря на то, что и Саражд, и Хафтар накануне саммита декларировали стремление к установлению мира в Ливии. 

«Я не такой пессимист, чтобы говорить о бесполезности переговоров в Берлине, но и не настолько наивен, чтобы видеть в этом завершение раскола. Если мы сможем облегчить, успокоить, уточнить разногласия, в особенности региональные, а также урегулировать последние противоречия на международном уровне, — это было бы очень хорошо», - заявил спецпредставитель генсека ООН по Ливии Гасан Саламе. 

«Эта конференция является очень важной, но это только начало, старт процесса заявила германский спикер Ульрика Деммер. Сайт «Известий» уже заявил, что начат процесс мониторинга прекращения огня в Ливии. Опасаюсь напророчить, но до этого полноценного процесса еще очень долгие недели, а то и месяцы.

Что же вижу я, прочитав первые новости по итогам конференции? Согласно проекту документа, кроме требований и призывов, в нем предлагается разбить процесс урегулирования в Ливии на шесть "корзин": прекращение огня, выполнение оружейного эмбарго, политический процесс, реформа сектора безопасности, экономическая реформа, соблюдение норм гуманитарного права и прав человека. 

Я и сам бы пожелал ливийцам скорейшего прекращения огня и жертв, примирения и движения по пути возрождения Ливии. Однако, моих желаний мало, а обещаний, угроз и гарантий, произнесенных на конференции в Берлине, явно недостаточно для скорейшего прорыва. Впрочем, жизнь смелее и вариативнее, чем индивидуальные представления о происходящем.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости мира
ТЕГИ: Путин,Китай,Германия,Египет,Берлин,Меркель,Ливия,Эрдоган,Борис Джонсон,Братья-мусульмане,Эммануэль Макрон,Майкл Помпео
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.