Если посмотреть новостную ленту и попробовать всю информацию разложить по группам, то тут же выделятся две самые большие
Первая – это та, в которой практически половина сообщений сводится к тому, что всё безвозвратно утеряно, возможности упущены, страна обречена на разложение и распад. И вообще – это черная дыра, которая уже никогда не сможет обрести человеческий облик.
Вторая – кардинально противоположная первой: признавая нынешнее печальное состояние и общества и страны, ее будущее при смене власти представляется как «Прекрасная Россия Будущего».
Как и во всех иных категоричных утверждениях, истина где-то посередине. Но вот видим ли мы объективно эту истину, понимаем ли мы ее и, главное, готовы ли мы действовать так, чтобы желаемое основывалось на возможностях и не превращалось в демагогию? Или, того хуже, в очередной революционный реванш одной части народа над другой.
Я уже не раз говорил о тех минах замедленного действия, которые закладываются нынешней системой под будущее страны, и о том, что в этом будущем встанет проблема их обезвреживания (а там, где это невозможно, то хотя бы уменьшения их разрушительной силы), - и именно это станет теми первоначальными вопросами, без решения которых никакого светлого будущего не будет.
Среди многих подобных проблем, о которых я уже говорил, и тех, о которых еще предстоит сказать позже, есть одна, которая за последние 10-15 лет проявляется всё более выпукло и наглядно. Я говорю о культивировании иждивенчества, о доведении психологии целой нации до состояния полной беспомощности и о ликвидации в ней ответственности за свою жизнь.
Первые признаки подобного состояния общества были заметны еще в первое десятилетие 21 века. К концу второго десятилетия это уже ярко выражено, и не обращать на это внимание, полагая, что смена власти эту проблему разрешит сама собой, довольно опрометчиво, а главное – пагубно.
В прошлом месяце были опубликованы несколько довольно интересных докладов фонда Карнеги, а также социологов и экономистов Высшей школы экономики. В первом докладе говорится об отношении общества к власти, во втором – о том, к чему стремится современная российская молодежь и как ведут себя люди за пределами МКАД. Если объединить все эти исследования в единое целое, то картина становится более яркой и понятной, нежели, если знакомиться с каждым из них в отдельности.
Итак, согласно данным исследованиям на июль 2019 года, впервые за всю историю современной России большинство ее граждан высказались за решительные и полномасштабные перемены – 59 %. При этом это мнение поддерживаемо не только молодыми, но и людьми зрелого возраста, которым уже за 50.
Но каких перемен требует это большинство?
- повысить зарплаты, пенсии, уровень жизни – 24 %
- сменить правительство, президента, власть – 13 %
- снизить тарифы ЖКХ, цены на лекарства, продукты – 11 % и т.п.
То есть подавляющее большинство печется о том, чтобы улучшилось, условно, «снабжение» в виде зарплат, тарифов и цен. Об экономической свободе граждан и создании условий для благоприятной предпринимательской деятельности заикнулось только 3 %.
На вопрос, каковы в сегодняшней России наиболее острые проблемы, большинство заявило о росте цен, бедности, безработице и т.п. При этом, даже одного процента не набралось тех, кто заявил бы о невозможности осуществлять самостоятельно предпринимательскую деятельность.
Практически это никого не интересует. У людей выработалось четкое чувство собственного бессилия! Их интересуют преобразования, вследствие которых они могут больше получить от государства и меньше ему платить.
Поэтому на следующий вопрос - о роли государства в экономике – 74 (!!!) % опрошенных заявили, что государство должно активно вмешиваться в экономику и регулировать цены.
Даже те, кто стремится к переменам и вторым пунктом этих перемен видит смену правительства и президента, абсолютно не осознают, что реальные социальные перемены возможны только с изменением всей структуры экономки, появлением реального среднего и малого бизнеса, класса собственников, а не монополистов и сословного класса российских миллиардеров! Этого не только не понимают, но главное, у них нет даже этого устремления! 90-е подорвали доверие людей безмозглой приватизацией и неспособностью государства защитить бизнес от бандитов и государственных хапуг, в 2000-е полностью уничтожили в сознании общества, что эта возможность, у простого, не связанного с властью, человека, есть.
И вот тут будет уже кстати привести результаты исследований, проведенных среди жителей сельской местности центральной России. Первое, что бросилось в глаза исследователям – это практически полное отсутствие материальной заинтересованности, связанной с работой.
Разумеется, среднестатистическому жителю небезразлично - получить 10 тысяч или 40. Сорок тысяч, разумеется, лучше. Но он палец о палец не ударит, чтобы повысить квалификацию и эффективность своей работы и перейти на более высокооплачиваемую должность. 60 % опрошенных в открытую, не смущаясь исследователей, заявили им, что при любой возможности с мест своей работы они воруют. И что воровство абсолютно не зазорно!!!
К самостоятельной деятельности в качестве фермера или предпринимателя готов только один (!) процент опрошенных (в Белгородской области около 5 % - это максимальный результат). При этом пожелавшие заняться предпринимательской деятельностью остерегаются ею заниматься, в первую очередь, по причине негативной реакции окружающих людей(!). В то же время около 10 % людей трудоспособного возраста живет на уровне полной нищеты, а около 60 % - просто бедно и многого себе не позволяют.
При этом - абсолютная покорность и смирение перед сложившимися обстоятельствами, воспитавшие за короткое время примитивную лень. Поэтому кто-то может часами валяться на диване перед телевизором или злоупотреблять алкоголем, шататься по деревне от одного двора к другому, обмывая в разговорах кости другим, не имея никакой мотивации к изменению устоявшейся жизни.
В городах – не лучше. В основной массе людей сформировалось четкое понятие, что занятие собственным делом абсолютно бесперспективно и сложно в реализации.
Поэтому среди студентов основное желание распределиться либо в госорганы, либо на госпредприятия, где, по их представлениям, есть какая-то стабильность. Несмотря на довольно высокую зарплату - до 50 тыс. руб. среди ряда рабочих профессий, молодежь в эту сферу деятельности практически не идет, предпочитая работать за меньшую зарплату, там, где не нужны ни профессиональные навыки, ни умения, которым нужно обучиться. У лиц пожилого возраста ситуация не лучше – практически никто не хочет переучиваться на востребованную профессию. А уж заниматься бизнесом – вообще наотрез отказываются все.
И уже сегодня встает вопрос: а кто будет поднимать экономику, если власть и измениться?
Я вспоминаю 90-е годы. Все мои друзья и знакомые были устремлены только на одно – найти свою нишу в бизнесе, где имеющиеся знания и возможности могли бы дать наибольшую эффективность. Кто-то ее находил сразу, кто-то – постепенно, формируя начальный капитал и приобретая опыт и навыки, проходил этот путь дольше, с чередующимися падениями и взлетами. Незримой мотивацией дальнейшей деятельности всегда была ответственность за себя, свою семью, тех, кто рядом с тобой. Сегодня этой, мотивирующей твою деятельность, ответственности в обществе практически нет.
Тогда кто же будет развивать экономику?
Во-первых, их, таких людей, уже практически нет, а если есть, то их катастрофически мало. А во-вторых – 30-ти летний этап монополизации рынка в России уже состоялся. Ни один предприниматель сейчас не сможет встать на ноги в любой отрасли экономики, т.к. все ее сектора монополизированы и сконцентрировали в своей орбите всё трудоспособное, профессионально грамотное население.
Но без расширения, многократного расширения предпринимательской среды у страны нет будущего – какую власть не формируй. А осознавая, что этот путь долгий и как минимум не на одно поколение, то задумываться об этом нужно уже сейчас. Уже мало заявлять: «мы создадим благоприятные условия малому и среднему бизнесу!». Сегодня нужно говорить о том, как следует подготовить сознание людей у желанию им заняться, какая в этом должна быть действующая мотивация, как и какими методами возможно восстановить устремление к профессиональному самосовершенствованию и раскрытию своего творческого потенциала.
Полагать, что одно только воссоздание демократических институтов это поможет решить, или что рынок сам всё отрегулирует – наивно и пагубно. Слишком глубоко проникло разложение в общественное сознание и без помощи извне оно самостоятельно не восстановится.
И тогда возможно повторение всего предшествующего тридцатилетнего цикла – желание перемен, последующее разочарование от них, левый уклон в общественном сознании, твердая рука и очередные, еще больше чем сегодня, разложение и деградация.
Надо очень хорошо понимать, что с изменением системы власти в стране – по сути изменится к лучшему всего лишь базовая точка возможных в дальнейшем преобразований. А вот сможем ли мы ею воспользоваться или нет – зависит от огромного количества задач, вернее, от того, как правильно мы их сможем разрешить, предварительно оценив их все по степени важности и очередности решения.
При этом хорошо осознавая тот факт, что наше общество, в том числе и молодежь, очень неоднородно, а порой и враждебно внутри самого себя друг другу.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.