Следующая станция — Будапешт-2

27 вересня 2019, 10:17
Власник сторінки
директор Института мировой политики
1
Следующая станция — Будапешт-2

В журнале Корреспондент: До последнего времени «формулу Штайнмайера» считали эфемерной. Но команда Владимира Зеленского подняла ее на щит


Там решили, что формула поможет урегулировать конфликт на востоке Украины. Предостережения предшественников на Банковой не были услышаны. Зато четко обозначены надежды на ближайшее будущее

Владимир Зеленский во время президентской кампании обещал как можно скорее завершить войну на Донбассе. Россия уловила смену настроений на Банковой, воспользовавшись ею для обмена пленными и арестованными, который был разыгран по кремлевскому сценарию в начале сентября.

«Формула Штайнмайера», равно как и «план Мореля» или «план Сайдика» — гипотетические словесные конструкции. Их появление выглядит вполне логичным — уже пять лет длятся попытки урегулировать крупнейший в Европе конфликт. Напрасно Петр Порошенко, Павел Климкин, Константин Елисеев в унисон утверждают, что Украина на подобную формулу так и не согласилась. Министр иностранных дел Вадим Пристайко заявил, что еще 2 сентября согласился на использование «формулы Штайнмайера» для попытки урегулировать конфликт на Донбассе. «Мы должны попробовать», — убежден глава внешнеполитического ведомства, но его уверенность разделяют далеко не все.

Упомянутый алгоритм, по словам Пристайко, предполагает проведение местных выборов в ОРДЛО по украинским законам, после чего оценку их проведению должно дать Бюро демократии и прав человека ОБСЕ. Если оценка будет позитивная, откроют дорогу закону об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (читай: оккупированных территориях). 

Леонид Кучма во время последней встречи Трехсторонней контактной группы в Минске 18 сентября назвал условиями закрепления «формулы Штайнмайера» на бумаге прекращение огня, вывод иностранных войск и военной техники, разведение сил по всей линии соприкосновения, восстановление контроля над российско-украинской границей. Наверное, это элемент торга и игра в наивного дипломата и искушенного экс-президента, но сложности, с которыми столкнется украинская власть в реализации своих миролюбивых намерений, очевидны.

Одна из главных сложностей — реакция местных жителей, которых откровенно не радует перспектива оказаться в серой зоне, где сложно рассчитывать на понимание со стороны боевиков. Военные и представители силовых структур обязаны подчиниться приказу, но падение морального духа в ВСУ и авторитета власти среди людей в погонах — перспектива вполне реальная. Говорить о судьбе 1,8 млн переселенцев нужно, но пока их перспективы крайне неопределенны: как их сегодня вернуть на восток Украины — неизвестно.

Помощник Зеленского Андрей Ермак заявил, что «формула Штайнмайера» ляжет в основу законопроекта, который ждет широкое обсуждение. Хотя на Банковой на самом деле скорее ориентируются на 70-процентный рейтинг Президента, чем на публичное обсуждение. Ермак уже рассуждает о возможности подписания некоего договора о гарантиях суверенитета Украины с участием ведущих мировых игроков. Идея выглядит многообещающе, но только если забыть о судьбе Будапештского меморандума.

Расчет на вовлечение в качестве посредника Дональда Трампа? Вот это вряд ли: 45-го американского президента донимают оппоненты по поводу телефонного разговора с Зеленским в июле этого года, во время которого якобы прозвучало пожелание открыть уголовное дело на Хантера, сына Джо Байдена — потенциального конкурента Трампа. В любом случае Зеленскому сегодня важнее сохранить двухпартийную поддержку Украины в Штатах, а не попытаться затянуть Трампа за стол Нормандских переговоров.

Логика наших европейских партнеров не менее прагматична: весомая часть немецкого и французского истеблишмента столь заинтересована в нормализации экономических отношений с Россией, что даже намек на диалог об урегулировании конфликта на Донбассе способен дать новый импульс «особым отношениям» между Парижем и Москвой. Не стоит сбрасывать со счетов и стремление Эммануэля Макрона стать европейским лидером номер один и заручиться поддержкой России в возможном глобальном противостоянии с США и Китаем. Возможно, «формула Штайнмайера» окажется ключом к получению поддержки со стороны Германии (ее формальный автор сегодня находится на посту федерального президента). Что касается Великобритании, то она поглощена борьбой вокруг Brexit и в украинские дела вряд ли станет вмешиваться.

Что до логики действий России, то она представляется очевидной. Кремль устроит оба сценария, возможные при реализации «формулы». И первый — сотрудничество с украинской властью в «возвращении народных республик в лоно Украины» на собственных условиях. И второй — возможный взрыв недовольства в Украине в случае такого развития событий. Так что Зеленскому придется буквально в ближайшее время выбирать между щепетильностью в выполнении предвыборных обещаний и национальными интересами, требующими сохранения внешнеполитической субъектности государства. 
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости мира
ТЕГИ: США,Кремль,Дональд Трамп,Владимир Зеленский,Эммануэль Макрон,формула Штайнмайера
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.