Затянет ли Китай за «пояс» Соединенные Штаты?

29 квітня 2019, 12:41
Власник сторінки
политолог, кандидат исторических наук, политтехнолог
7
31772
Затянет ли Китай за «пояс» Соединенные Штаты?

Коротко о глобальном событии весны в Пекине

Итак, в столице Китая закончился второй «Форум высокого уровня», посвященный проекту «Один пояс, один путь». Опять мировые СМИ уделили этому на сегодня, фактически, единственному глобальному проекту, минимум места и мысли (об этом ниже). А говорить можно и нужно было о многом. Не взирая, на суровую полувоенную ситуацию в отношениях (и не только экономических) Поднебесной с Вашингтоном, на Форум высокого уровня прибыли главы 37 государств, 360 министров, около 5000 участников из более чем 150 стран мира, представители 90 международных организаций и, между прочим, высокие представители ООН и директор МВФ Кристин Лагард. За три дня были проведены сотни, если не тысячи двухсторонних и многосторонних переговоров, на столе которых лежали около 70 крупных инвестиционных проектов, в результате которых были подписаны 284 соглашения на общую сумму более 64 млрд. долларов. 

Но не будем забывать, что за рамками форума уже были подписаны ряд соглашений. К примеру, по приблизительным оценкам, подписанные между Италией и Китаем документы предусматривают сотрудничество и обмены на сумму 20 млрд евро. Добавьте к этому уже вложенные КНР средства – около 90 млрд. долларов в проекты, большинство из которых уже успешно завершены, по информации китайской стороны. По оценкам консалтинговой компании McKinsey, каждый миллиард долларов инвестиций в инфраструктурное строительство будет создавать от 30 тысяч до 80 тысяч рабочих мест и до 2,5 миллиардов долларов добавленной стоимости.

Ну кто, скажите, может оппонировать позиционированию или найти изъян в постановке проблемы глобального проекта Китаем? “Во времена, когда различные государства находятся в тесной зависимости друг от друга, когда постоянно возникают глобальные угрозы, ни одна страна не может сама по себе, в одиночку, решать проблемы, с которыми сталкивается весь мир,- заявил в ходе Форума Си Цзиньпин.

К тому же, проект «Один пояс-один путь» (ОПОП) наверняка оказывает стимулирующее влияния на китайскую экономику. Как известно, в последние два года темпы роста экономики снижались. И вот, после внедрения большинства инвестпроектов в различных странах на пути экспорта из КНР, возник кумулятивный эффект. Прибыль экономики Китая в марте выросла на 13,9% в годовом исчислении до 589,52 млрд. юаней (87,62 млрд. долл. США), сообщило Национальное бюро статистики (NBS) в субботу, оправившись от падения на 14% в первые два месяца. Это стало самым большим ежемесячным ростом с июля 2018 года. 

Однако то, что на Форуме высокого уровня в Пекине присутствовал такой представительный контингент, говорит о том, что прибыль от участия в проекте ОПОП ощущают уже многие государства. 

«Или плохо, или ничего»

Становится понятным появление пусть и скудных, но тем не менее, публикаций в ключевых западных изданиях. Речь идет о проявление первых «трещин» во вроде бы во всем успешном глобалистском проекте Китая. И виртуозные западные журналисты весьма ярко стремятся их осветить и даже расширить. 

Ник Робертсон из CNN приоткрывает суть опасений запада. «В то время как Лондон и Вашингтон потрясаются, Китай отрывается, поглощая культуры таким образом, что это должно всех нас насторожить», - пишет он, освещая форум в Пекине. Глобальное доминирование Китая, читается в его статье между строк, является тем жупелом, который заставляет редакции мировых таблоидов о события в Поднебесной помалкивать, либо акцентировать внимание на его теневых последствиях. Причем, справедливости ради, подчеркнем, что данный автор ужасается вещам, казалось бы, нормальным. «Это флагманская политика китайского президента Си Цзиньпина, и она стремится вовлечь мир в экономические объятия Китая, создавая инфраструктуру в массовом масштабе, в конечном итоге улучшая транспорт, связи и доверие к Китаю во всем мире. «Что плохо для США, плохо для всего мира?» 

То, что проект называют «китаецентричным», по крайней мере отчасти правда, ибо нет другой страны в мире, которая бы столь сильно зависела от экспорта, даже важнее - быстрой доставки своей продукции потребителю. «Но слепая вера в демократическую систему, с которой мы выросли, заставляет нас задуматься над реалиями того, как Китай, сверхдержава в мире, укрепляется в результате злоключений демократии,» - интерпретирует Н. Робертсон. 

Первой проблемой внедрения проектов ОПОП в разных странах оказывается опасения местных властей высокой долговой нагрузки. Речь не идет о высоких кредитных процентах. А об объемах, стоимости строительных объектов, которые данные страны не в состоянии себе позволить в одиночку. Так случилось, к примеру, со строительством в Непале гидроэлектростанции, созданием железнодорожного сообщения в Мьянме, строительства скоростной железной дороги в Пакистане, где просят сократить финансирование проекта. 

Второй проблемой является безответственное, непрофессиональное отношение государственных чиновников к планированию совместных с Китаем проектов, а то и коррупционные интересы. Так случилось в Малайзии, где арестованный ныне президент «потерял» около 4 млрд. долларов из крупного китайского кредита. И малазийский проект серьезно затормозился. Прибывший на форум возвратившийся президент Малайзии в течение 5 дней пытался ситуацию изменить к лучшему. Но пока не договорился. «Ситуация требует больше времени», отметил М. Мохамад, а пока проекты железной дороги и двух газопроводов будут заморожены. «В этом виноваты мы, а не китайская сторона», - заявил он, улетая из Пекина. 

Тут уместно вспомнить факты того, что во многих двусторонних договорах Китай оговаривает условие, что, если в полном объеме и в срок данная страна не рассчитается за кредиты и инвестиции, созданные в основном китайскими инженерами и рабочими объекты должны переходить в собственность китайской стороны. Так произошло, к примеру, с портом Хамбантота на Шри-Ланке. С одной стороны, это справедливо и записано в соглашении. С другой стороны, конечно же, у населения и оппозиционных властям политических сил это вызывает возмущение. 

Наконец, естественно, есть в торможении проекта ОПОП и политическая составляющая. По идее Индия могла бы стать одним из самых крупных контрагентов Китая в этом глобальном проекте. Однако создание Китайско-пакистанского экономического коридора, включающая спорные (между Пакистаном и Индией) территории, сразу же отвратило индийцев от глобального проекта КНР.

Тут же в копилку спора пресловутая CNN вносит свой «вклад», сообщая, что около 200 американских компаний стремятся перенести свои производства из Китая в Индию, а вместе с ними и инвестиции, которые по некоторым оценкам достигают 50 млрд. долларов. Поверят ли в такую возможность власти Индии, погруженные сейчас в длительные выборы, не известно.

Отметим еще одну пикантную деталь. Некие трения в отношении государств – партнеров проявил среднеазиатский информационный ресурс. Так некоторые казахские и киргизские эксперты пожаловались на то, что с Китаем их страны вынуждены говорить через посредничество России, а хотелось бы самостоятельно. Правда, они признают, что, учитывая вес России в переговорах с Пекином, подписанное в 2018 году соглашение о сотрудничестве между ЕАЭС и Китаем, переговоры о выгодных условиях все-таки лучше поручить президенту РФ. 

Кроме того, на масштабах и темпах развития проекта ОПОП, сказывается существенно то, что Вашингтон, Лондон, Токио и Брюссель весьма болезненно реагируют на рост китайского влияния в мире и экономики Поднебесной. Чиновники США и его постоянных сателлитов не присутствовали на форуме, так как идеология инициативы ОПОП противоречит принципам Вашингтона, в частности, обновленной недавно доктрине Монро. 

Самым простым путем препятствования успеху Пекина является максимальное блокирование китайских инициатив. К примеру, в Пакистане, бывшем одно время «витриной» успеха проекта ОПОП, тогда решили отказаться и от «помощи» МВФ, предположив брать кредиты в Азиатском банке инфраструктурных инвестиций, включенным в проект ОПОП. Но, как только возник конфликт с Пекином по возвращению инвестиций, в Исламабаде заявили, что будут ориентироваться на МВФ. Сразу же в пакистанскую столицу пришло сообщение из США о том, что Белый дом будет всячески способствовать финансированию экономики Пакистана. В ходе визита в Пакистан 11 сентября госсекретарь США Майк Помпео заметил, что Вашингтон, крупнейший донор МВФ, не будет блокировать заявку Пакистана на получение помощи, если таковая потребуется. 

Надо признать, что упомянутые обстоятельства вызвали некоторое сокращение числа мегапроектов ОПОП, однако это сокращение было несущественным. Вместе с тем, последний форум добавил к ним еще более новых 270 контрактов. 

Поднебесная встречает вызовы

Проблемы и трения во внедрении проекта ОПОП хорошо осознают в Пекине. Именно об этом говорят все выступления Си Цзиньпина на форуме. В руководстве КНР, как мне представляется, основную задачу этой международной конференции видели, во-первых, именно в том, чтобы «расшить» все узкие места в практике внедрения ОПОП. В докладе, распространенном накануне форума среди участников утверждалось: «Китай будет работать со всеми странами-партнерами для создания механизма разрешения споров, мониторинга, раннего оповещения и оперативного реагирования на угрозы безопасности".

Президент Си Цзиньпин стремился развеять растущий скептицизм и опасения по поводу своих глобальных инфраструктурных и торговых планов, обещая предотвратить долговые риски, содействовать устойчивому росту и сделать инициативу ОПОП более прозрачной и всеобъемлющей. Лидер Китая попытался убедить мир в том, что возрождение древнего Шелкового пути не было ни «хищным, ни долговой ловушкой», не геополитическим инструментом, направленным на вызов существующим в США системам торговли и управления.

Руководитель КНР, кроме того, заявил о большей открытости экономики Китая для западного бизнеса, укреплении многосторонности и создании новой платформы для стимулирования международной торговли и инвестиций в то время, когда мир сталкивается с растущей экономической неопределенностью и для улучшения глобального экономического управления. Наконец, он пообещал не заниматься какой-либо девальвацией валюты как «нищий мой сосед».

Кроме того, в опубликованном в преддверии форума докладе о перспективах развития китайской инициативы, в частности, содержатся предложения создать в рамках инициативы механизмы по обеспечению безопасности и борьбе с глобальным изменением климата. А на открытии форума министр финансов Китая Лю Кунь представил 15-страничный план по оценке долговой нагрузки на страны—участницы инициативы. Он, по его словам, сделан на основе стандартов МВФ и Всемирного банка. Лю Кунь пояснил, что желающие получить китайский кредит страны будут оцениваться и получать статус высоко-, средне- или низконадежных заемщиков. Тем не менее, он добавил: «Если страна имеет низкий уровень финансовой надежности, это не значит, что ей не стоит давать в долг». 

Таков весьма конспективный взгляд на грандиозное по всем меркам международное событие, успехи и сложности в реализации китайской глобальной инициативы. Время покажет, насколько участники Форума высокого уровня прониклись и поверили китайскому руководству. От этого во многом зависит сможет ли первая по индексу покупательной способности в мире экономика достичь показателей американской экономики и превзойти ее по другим составляющим.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости мира
ТЕГИ: США,Австралия,Пакистан,Япония,Индия,Пекин,Мьянма,форум,Великобритания
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.