Пятый день в Венесуэле два Президента страны и пятый день мы наблюдаем довольно много сообщений и о потерянных в Венесуэле «российских миллиардах» и о том, что венесуэльцы – это не «россияне-терпилы»
Я думаю, что о происходящем в этой латиноамериканской стране и о том, как будут развиваться события в ней, нужно говорить немного с иной точки зрения – более объективной и без особых страстей.
Впервые о том, что происходит в Венесуэле и к чему это может привести, я написал на нашем форуме
Это было в то время, когда цена нефти была довольно высокой и ее экспортеры были завалены нефтедолларами. Не исключением была и Венесуэла. Но уже тогда режим власти, установившийся в ней, для всех здравомыслящих людей указывал на скорую гибель страны и воцарение в ней хаоса.
Основной причиной той публикации стала развернувшаяся в то время пропагандистская риторика ряда депутатов Госдумы (и в особенности небезызвестного депутата Е. Федорова, создавшего буквально через пару месяцев, в ноябре 2012 года, Национально-Освободительное движение – НОД) о необходимости «национального восстания» во главе с… Путиным.
Еще не было событий на Украине, еще речи не шло о статусе Крыма и Донбасса, а уже во всю разгорались страсти и истерия о необходимости формирования «Русского Мира», о многочисленных внешних врагах, стремящихся его уничтожить, о врагах внутренних, работающих на подрыв наших устоев и на Госдеп и т.д. и т.п. , при этом в пример ставилась именно Венесуэла, которая якобы эту национальную революцию, во главе с Уго Чавесом, осуществила, и теперь – независима и суверенна.
Конечно, это было возмутительнейшим враньем, о чем я хорошо знал практически из первых рук – от непосредственных свидетелей и очевидцев происходящего там: в Венесуэле с середины ХХ века обосновалась довольно большая послевоенная русская эмиграция, со многими представителями которой я имел хорошую связь (они помогали мне в создании экспозиций музея по русской эмиграции в Латинской Америке) и которые в подробностях рассказывали мне тогда, что у них происходит и как выглядит эта «национально-освободительная революция».
Вкратце сделаю небольшой экскурс в историю, с тем, чтобы затем было понятнее, что представляет собой Венесуэла сегодня. Во второй половине 40-х - начале 50-х годов, спасаясь от советской депортации в СССР и от рыскающих по всей Европе чекистов, оттуда выехало очень много русских людей, рассеиваясь снова по всему миру, часть из которых осели в Венесуэле. Страна в те годы развивалась довольно интенсивно, рабочих рук не хватало и Венесуэла с радостью принимала приехавших, предоставляя им исчерпывающие возможности для самореализации. Экономический рост страны привлекал и многих других иностранцев – например, итальянцы открывали в стране обувные фабрики, португальцы создавали строительные фирмы, большое количество приезжающих немцев работали инженерами на заводах, американцы вкладывались в развитие нефтянки и т.д. Конечно, в стране существовали свои проблемы, и в первую очередь – это бедность части населения, причем, зачастую не по причине отсутствия работы, а из-за нежелания этой работой заниматься. И примером тому служила эмиграция – приехав с одним чемоданом и не имея ни кола, ни двора, живя в общих бараках, люди находили работу и уже через 2-4 года имели свой дом и хороший доход, называя свою вторую Родину – Рай-страна.
И вот, в 1999 году к власти приходит Уго Чавес. Приходит на волне популистской демагогии о том, что такая богатая страна как Венесуэла не может допустить бедности части населения. Что все беды – от иностранных компаний и свободного рынка, который должен замениться государственным надзором, который-то и обеспечит процветание народа.
Начинается национализация фабрик и заводов, земель, которые были у фермеров, горнодобывающих компаний и нефтянки. Иностранные инженеры и специалисты уезжают, инвестиции в экономику прекращаются, начинается постепенный исход наиболее активной и профессионально образованной части населения. Вслед за техническими специалистами страну начинают покидать врачи, интеллигенция, далее – высокопрофессиональные рабочие. Но это остается малозамеченным, т.к. именно с начала правления Уго Чавеса стала подниматься цена на нефть и страну буквально завалило нефтедолларами, которых вполне хватало на все прожекты Чавеса.
Свой первый президентский срок Чавес использует для укрепления своей власти, создавая свою политическую партию и партийные отделы по всей стране. Меняет под себя Конституцию и сроки нахождения у власти. Вводит в состав Правительства представителей Вооруженных сил, переформатирует армию и налагает на нее обязанности обеспечивать общественный порядок в стране, что ранее не допускалось. Устанавливает цензуру и ряд ограничений на свободу слова. В созданные госкорпорации Чавес вводит своих людей, абсолютно профессионально не пригодных, но лично лояльных президенту. Наконец, налаживает связи со всеми странами, выступающими с позиций анти-американизма, среди которых Куба и Россия становятся основными и лучшими друзьями.
И вот здесь начинается размежевание общества – большинство населения полагает, что и дальше всё будет хорошо. Запасы нефти в Венесуэле не ограничены, значит, неограниченным скоро будет и достаток. Другие начинают видеть установление тоталитарной системы, осознавая, к чему она приведет, и протестуют против неё.
В 2002 году начинаются массовые демонстрации, сродни нынешним, и тогда тоже провозглашается временный президент Кармона, который реально смещает Чавеса и заключает его под стражу в личной резиденции на острове Орчила.
Эйфория была недолгой. 10 апреля Уго Чавеса сменили, а уже 14 апреля он, поддержанный населением и армией, вновь возвратился к власти.
Но и дальше протесты венесуэльцев не прекращались. Однако, постоянно в них побеждали сторонники Чавеса, даже тогда, когда в очередной раз он предложил изменить Конституцию и снять ограничения на сроки по выборам Президента, сделав возможным избрание в течение всей жизни. В этом его поддержало 72 (!!!) % венесуэльцев. И эти голоса не были сфальсифицированы, большинство населения действительно поддерживало его.
Под сообщением - фото с многотысячной толпой протестующих против Чавеса – это не сегодняшний день. Это 2004 и 2007, 2016, 2017 и нынешний, 2019 годы. И вновь, при поддержке большинства, Чавес становится Президентом и в третий раз (2007-2013) и в четвертый раз в январе 2013 года – вплоть до его смерти 5 марта 2013 года.
А ситуация с экономикой продолжала всё больше и больше ухудшаться. Добыча нефти падает на четверть, производство сельхозпродукции – вполовину, теперь из страны, экспортирующей продукты питания, она превратилась в страну, импортирующую их. Взлетела инфляция. Падение экономики было налицо, но (!!!) народ Венесуэлы продолжал верить демагогии Чавеса и как зачарованный шел к своей пропасти и к сегодняшнему положению дел в стране, подпитываемой угарным патриотизмом и якобы суверенностью от «внешних врагов».
После смерти Чавеса, на пост Президента был избран его вице-президент – Николас Мадуро.
Такой же социалист-демагог, четко придерживающийся доктрины Уго Чавеса о социализме XXI века. Но ему не повезло – с 2014 года цена на нефть покатилась вниз. Покатилась вниз и вся, созданная Чавесом, экономика.
Понимая шаткость своего положения, связанную с уже критической ситуацией в экономике, он обращается к Национальной ассамблее предоставить ему особые полномочия. А получив их, в полной мере использует их для укрепления своей власти и утверждения своего диктата, результатом чего стала его «победа» на выборах второго президентского срока 20 мая 2018 года, когда страна уже была в полной разрухе, с миллионным процентом инфляции, с километровыми очередями в магазины, в которых уже нельзя ничего купить, с нищенской зарплатой и невозможностью получения хотя бы элементарной медицинской помощи.
Почему это вновь произошло? Почему на протяжении 20 лет (1999-2019) демагоги, превратившие довольно успешную страну с развивавшейся экономикой, продолжали удерживаться у власти и поддерживались большинством населения?
1. Это выбор самого народа, позарившегося на демагогию о халявном достатке вместо личного труда и профессиональной самореализации.
2. Это отсутствие зрелой и качественной оппозиции и интеллектуальной элиты в стране, способной влиять на общественное сознание.
3. Это корыстолюбие и властолюбие венесуэльской провластной политической элиты, которая, разжигая и развивая примитивные страсти своих сограждан, через навязанные фобии о международной экспансии и зловредности западного мира, его одурманивала и вела к деградации, превращая их в иждивенцев и халявщиков, абсолютно не заботясь о развитии их творческой инициативы, создании условий для реализации их профессиональных способностей и т.д. и т.п. Она оболванивала народ, а не развивала его и не образовывала.
В результате чиновничий класс Венесуэлы превратился в одно сплошное коррупционное сообщество. Армия стала неформальной рейдерской организацией, контролирующей и облагающей поборами всех, кто занимается еще хоть какой-то предпринимательской деятельностью и деятельностью коммерческой, в том числе нелегальной перевозкой продукции и товаров. Все чаще можно увидеть, как военный джип подъезжает к магазину, где его загружают до самой крыши, и он спокойно уезжает на глазах тысяч человек, стоящих в очереди. Именно поэтому в сегодняшнем конфликте армия пока либо придерживается нейтралитета, либо находится на стороне Мадуро, т.к. он позволил ей творить тот беспредел, который обеспечивает ей довольно сносное существование. Медицина и прочие социальные институты практически полностью перестали существовать. Страну покинуло более 10 % трудоспособного населения, причем эти люди – наиболее профессионально обученные и одаренные. Преступность зашкалила сверх всех мыслимых пределов.
О том, что всё этим закончится, писал не только я в 2012, 2013 и 2014 годах. Писали тысячи других людей – не политиков, не международных экспертов, не специалистов-социологов. Об этом писали все, мало-мальски образованные люди, четко осознающие, что каков выбран путь – таков НЕИЗМЕННО наступает и итог. Но все наши политики и руководители страны взахлеб хвалили вначале Чавеса, а затем и Мадуро – за независимую политику и самостоятельность, абсолютно не обращая внимания на ту катастрофу, которую готовили эти деятели для своего народа и своей страны.
Ну а теперь о главном:
Что должно стать самым главным для нас в том, что сейчас происходит в Венесуэле и в том, что сейчас должно обсуждать наше общество по этому поводу? Главное – это вовсе не 15 или 20 млрд. долларов, бездарно выброшенных из России в страну-банкрот, и называемых «нашими кровными». Хотя, конечно, обидно, сколько бы на эти деньги можно сделать в самой России. Но ведь не сделали бы! Так же бездарно бы использовали и разворовали. Потому, что мы вновь не хотим видеть очевидного и главного : мы встали параллельным курсом, по которому идет Венесуэла, и итог этого курса – УЖЕ ПРЕДОПРЕДЕЛЕН.
Все три вышеуказанных принципа, по которым у власти 20 лет находится связка «Уго Чавес-Николас Мадуро» - АБСОЛЮТНО ИДЕНТИЧНЫ НАШИМ.
Они, в своей основе, мало чем отличаются друг от друга, как мало чем отличаются в приемах одурманивания и деградации населения. И абсолютно не важно, что идеологически «социализм XXI века» венесуэльцев и «суверенная демократия» россиян вроде бы и антиподы. Антиподы – в названии, но не в сути.
А посему, восхищаясь сегодня венесуэльской революцией, нужно очень четко понимать : точка ещё не поставлена, как поведет себя народ после нее, как будут действовать завязанные на коррупцию армия, чиновники, посаженный на прокорм в госкорпорациях ближний круг – не ясно.
Но что ясно уже сейчас, и эта ясность для нас самая главная:
Цивилизационное колесо истории и развитие любого народа абсолютно безжалостно и не прощает никаких ошибок. Допустив тоталитаризм в стране и позволив ему подмять под себя ее экономику, доверившись демагогии, прикрывающей личные амбиции на власть правящего клана, мы неизменно придем к деградации населения и полному краху социальной среды и экономики страны.
И цена этому – куда больше потеряно-украдено-распиленных 15-20 млрд. венесуэльского долга.
Это – ИСКОВЕРКАННОЕ БУДУЩЕЕ целого народа, миллионы покалеченных жизней.
Нужно смотреть на все, что творится в Венесуэле, и сопоставлять с тем же самым, происходящим у нас.
Да, запас прочности у нас больше, чем в Венесуэле, но он не безграничен, и ему, когда-никогда, придет конец, и тогда весь нынешний венесуэльский хаос и кошмар станет цветочками, по сравнению с тем, что будет твориться в России.
Чтобы не допустить подобной мысли о сравнении и видении будущего нашей страны, вся российская пропаганда сегодня орет не о том, до чего дошла Венесуэла «благодаря» бездарному руководству и безответственности народа, а об «очередном венесуэльском майдане, спровоцированном США и Западными Державами».
И еще она задыхается от злобы, потому что, если оставшиеся в меньшинстве демократические силы все-таки победят и им удастся изменить в стране направление своего цивилизационного развития, то появится очень наглядная картинка, ставящая Россию в крайне невыгодное положение. При дружественной поддержке со стороны России и ее лобзаниях с Уго Чавесом и Николасом Мадурой – эта страна стала банкротом и абсолютно нищей страной. Уйдя же из российских объятий и вернувшись к дружбе и сотрудничеству с западными странами, она вернется к цивилизационному развитию и, выйдя из пропасти нищеты и беспредела, вновь станет РАЙ-СТРАНОЙ, которой она была до Чавеса.
И уж тогда порочность и российского «братства» и российской системы будет налицо в международном масштабе.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.