Идлиб: «кровавая баня» или дипломатия

07 вересня 2018, 00:08
Власник сторінки
политолог, кандидат исторических наук, политтехнолог
5
Идлиб: «кровавая баня» или дипломатия

Штыки хороши всем, кроме одного — на них нельзя сидеть. (Талейран)

Не взирая на множество болевых точек современной геополитики, завтра внимание политического истеблишмента в разных уголках мира будет приковано к Тегерану, где главы Ирана, России и Турции будут обсуждать судьбу сирийского Идлиба. Город, о существовании которого еще 5-7 лет не подозревало абсолютное большинство человечества стал местом «сборки» сирийского конфликта. Многие политики и эксперты полагают, что, если удастся с наименьшими потерями гражданского населения уничтожить присутствующие там, то ли 10, то ли 60 тысяч боевиков (в большинстве своем террористической организации аль-Нусра), которых на западе называют «активистами» и «умеренной оппозицией», то война в Сирии подойдет к концу. 

На Ближнем востоке встреча тройки в иранской столице может кардинально изменить расстановку политических (и военных) сил. Большинство стран региона заинтересованы в том, чтобы операция правительственных войск Дамаска не привела к дестабилизации ситуации на границах, появлению сотен тысяч беженцев. Хотя в не меньшей мере они боятся того, что террористические группировки мигрируют на их территории. У сателлитов Вашингтона на Ближнем востоке есть еще интерес, чтобы влияние военных и политиков Ирана, российских военных в Сирии уменьшилось до нуля. 

В Вашингтоне иранский диалог интересен не только максимальным ущемлением Тегерана. Трамп, Помпео и другие высшие чиновники США хотели бы максимально оградить десятки тысяч боевиков от уничтожения. Ведь в них было вложены миллиарды долларов, и они являются гарантами того, что тлеющий конфликт на Ближнем востоке не угаснет. Кроме того, зачистка Идлиба сделает достаточно проблемным существование десятка военных баз США в этом регионе, в том числе свернуть строительство новой авиабазы. Резко оппонируя и обвиняя Тегеран и Москву, Белый дом пытается поддержать и подбодрить Анкару, у которой интересы в целом не совпадают с партнерами по переговорам. «Уши осла» стали очевидными из публикаций ряда экспертов в западной прессе. Они утверждают, что разгром боевиков в Идлибе все равно не успокоит ситуацию в Сирии, так как они продолжат широкую и жестокую партизанскую борьбу против режима Асада. 

С тревогой ожидают итогов тегеранского саммита и в Европе. С одной стороны, прекращение масштабной гражданской войны может привести к снижению активности европейских военных в этом стране, военных расходов. Однако, с другой, «взрыв» в Идлибе может обернуть новым всплеском миграции в Европу, причем вперемежку с боевиками и их семьями. Тут интересы, к примеру, Берлина на стороне Турции, которая добивается мягкого, постепенного, точечного вытеснения боевиков из региона. Именно об этом говорил глава МИД ФРГ Х. Маас с Р. Эрдоганом день назад. 

Поглядывают с интересом в завтрашний день и из Пекина. Прекращение сирийского конфликта означает для Поднебесной еще одну возможность в условиях тотального давления Вашингтона войти в страну рядом весьма объемных и прибыльных, разнообразных проектов, чем еще укрепить свое присутствие в ближневосточных странах. Пекину также хотелось бы минимизации ущерба для Ирана в случае разных вариантов разрешения проблемы. Китай не собирается сворачивать энергетическое партнерство с Тегераном, не взирая на лобовое давление США на страны – импортеры иранских энергоресурсов. 

Ну, а в чем же главные коллизии предстоящей встречи лидеров трех стран в иранской столице? Главная – в том, что каждая из сторон имеет свои интересы, которые не совпадают, а в чем-то противоречат (по крайней мере, пока) другим.

Нельзя не отметить, что участники переговоров были соучастниками возникновения проблемы зачистки Идлиба. Созданные зоны ими деэскалации в конечном счете привели изгнанных со всех территорий боевиков с семьями именно в Идлиб.  

Фрондирующий Рухани, во-первых, хотел бы показаться в окружении лидеров России и Турции, как полноправный партнер, который обсуждает животрепещущие проблемы, вносит предложения и участвует в их решении. Во-вторых, Тегеран рассчитывает, что не только участие вооруженных сил страны принесет славу, авторитет и уверенность Ирану. Он хотел бы, чтобы страна поучаствовала в дележе сирийского пирога, точнее в серьезных экономических, инфраструктурных проектах, которые в условиях жесткой внешней блокады остаются едва ли не единственной возможностью щедро пополнить пустеющую казну, обеспечить занятость и доходы для десятков тысяч иранцев. Наконец, не в последнюю очередь Рухани хотел бы серьезно «щелкнуть по носу» Вашингтон. Во всяком случае, он был бы доволен, если бы требования Белого дома были проигнорированы и штатовских военных вышвырнули из Сирии. 

Для Кремля операция по очистке Идлиба от боевиков является принципиальным пунктом, ибо это будет на деле означать окончание участия России в боевых действиях, высвобождение значительной части российского контингента из сирийской кампании. И здесь Москва настроена решительно. Министр иностранных дел России С. Лавров заявил, что группы террористов «должны быть ликвидированы». Так недавно силами ВКС были уничтожены в районе Идлиба ряд предприятий и складов террористов. Не забудем, что Москва пошла на молчаливую конфронтацию с Вашингтоном, стянув в регион группировку из 10 кораблей и 2 подводных лодок. 

Во-вторых, представляется несомненным, что Кремль предпримет попытку устранения боевиков, не только в качестве помощи Асаду, не только в интересах недопущения их миграции в Среднюю Азию и на российский Кавказ, но и для вытеснения американских контингентов с территории Сирии. В - третьих, очистка Идлиба будет означать, что сирийское правительство во главе с Асадом одержало победу над оппозицией и сможет удерживать военную безопасность самостоятельно, а значит изначальная задача защиты суверенитета Сирии выполнена и теперь речь пойдет о политическом урегулировании. 

Именно потому что Путин заинтересован в дальнейшем развитии сирийского проекта, а, значит, и в контроле над ситуацией на Ближнем востоке, он будет искать компромисса со своими партнерами по саммиту. Одновременно, Кремль скорее всего постарается максимально следовать призывам ООН, европейских стран, и не устраивать, как выразились западные журналисты, «кровавую баню» в трехмиллионном регионе. Он пытался избегать этого в прошлом, тем более будет стремиться к этому на излете сирийской кампании. Не хотели бы получить ярлык «душегубов» и Эрдоган с Рухани. Этого, кстати, ждут от переговоров многие страны и международные организации. К примеру, израильский собкорр «Ассошиэйтед пресс» Зеина Карам назвала статью: «Саммит в Иране направлен на предотвращение кровопролития на северо-востоке Сирии».  Известно, кстати, что еще до саммита центр по примирению РФ вел длительные переговоры с руководством боевиков с целью убедить их сложить оружие и выйти с повинной. 

Турция, имеющая в регионе не только контингенты военных (наблюдательные пункты), связана также с рядом группировок, скажем так, умеренной сирийской оппозиции, которые контролируют 60% территории Идлиба. Такой силовой ресурс уничтожать Анкаре не с руки. Кроме того, слишком масштабная операция по уничтожению боевиков в регионе немедленно обернется массовой миграцией в Турцию, что приведет в условиях весьма сложной экономической ситуации в стране (достаточно сказать, что уровень безработицы достиг уже 11%) к очень неблагоприятным последствиям, в частности, значительным незапланированным государственным расходам (а в Турции и так 3.5 миллиона беженцев из Сирии). И надежды в Анкаре на очередные европейские транши невелики.  Пока Р. Эрдоган требует запрета на проведение сирийскими правительственными войсками операции в Идлибе. Он, в крайнем случае, может согласиться на «ограниченную операцию» сирийских войск «только против террористических и радикальных групп» в обмен на преференции в северной Сирии. Иначе, Анкара потерпит в Сирии полный провал. 

Как видно из короткого анализа, разговор предстоит сложный, как выражаются летчики: на встречных азимутах. И, думается, всем придется в чем-то поступиться, чтобы достичь согласия. Аналитики представили ряд возможных сценариев достижения компромисса за столом переговоров и результата на поле брани. Все они небезупречны, а некоторые изначально неприемлемы. Какой путь изберут участники тегеранской тройки, которые, кстати, все находятся под американскими санкциями, мы узнаем вскоре. Ибо в отличие от многих подобных переговоров, действия участников в Тегеране не заставят себя долго ждать.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости мира
ТЕГИ: Путин,Китай,Сирия,Трамп,Эрдоган,Рухани,Майкл Помпео
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.