Взялись за Кремль

16 серпня 2018, 12:17
Власник сторінки
директор Института мировой политики
9
Взялись за Кремль

В свежем номере журнала "Корреспондент" - о новом витке санкций США против РФ: куда падает рубль, почему только сейчас так жестко, чего ожидать Украине от запланированных мер


В Государственном департаменте США работают люди, по-видимому, очень любящие использовать символы, подавать невербальные сигналы и делать прозрачные намеки.

Наверное, поэтому о новых санкциях против России объявили 8 августа — в день, который в РФ называют началом российско-грузинской войны на территории Южной Осетии. Возможно, республиканская администрация Дональда Трампа таким образом компенсирует десятилетней давности проколы администрации Буша-младшего. Независимо от мотивации решение выглядит внушительным и способным привести к серьезным изменениям не только в двусторонних отношениях.

США воспользовались законом 1991 года о контроле и запрете на использование химического и биологического оружия. Как оказалось, гуманистическая подоплека может иметь внушительные геополитические последствия. Уже 22 августа Штаты запретят продавать России любые технологии и продукцию двойного назначения, сделав исключение только для процесса обеспечения работы Международной космической станции. Подобный запрет существовал во время холодной войны и доказал свою эффективность. Если в течение полугода Россия не предоставит убедительных доказательств своего отказа от использования химического и бактериологического оружия, вступит в силу второй раунд санкций. Он предполагает запрет кредитования России, экспортно-импортных операций (кроме продажи продовольствия в РФ), голосование против России в международных финансовых организациях, запрет Аэрофлоту летать в Штаты. Кульминацией санкций может стать разрыв дипломатических отношений, хотя это наиболее драматический вариант и наименее вероятный.

Показательно, что в преддверии промежуточных выборов в конгресс в Вашингтоне объявляют о новых санкциях, не дожидаясь принятия современного «санкционного» законопроекта, инициированного представителями сразу обеих партий — республиканцами и демократами.

Символично, что в августовском решении спусковым механизмом служит дело об отравлении Сергея и Юлии Скрипалей на территории Великобритании. Скрипали выжили, но в июле умерла британка Дон Стерджесс, ставшая случайной жертвой Новичка. Россия много и энергично заявляла о своей непричастности, но в США ее позицию восприняли с понятным скепсисом.

Знаково, что Трамп 13 августа подписал оборонный бюджет размером $716 млрд, предполагающий, по его словам, возрождение американской армии. По показателям военных расходов США, как известно, уверенно впереди планеты всей. Одним из ключевых промоутеров нового оборонного бюджета является республиканец Джон Маккейн — не только ветеран вьетнамской войны, но и явный сторонник Украины. К слову, в том бюджете есть $250 млн на безвозмездную поддержку украинского оборонного сектора.

А что Россия? Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сравнил объявление новых санкций с объявлением экономической войны, пообещав реагировать «политическими, экономическими, а в случае необходимости — иными методами». Перечень ответных шагов шеф российского правительства благоразумно не уточнил, поскольку ходов в запасе у России немного. Отмечу, что министр иностранных дел Сергей Лавров выразил от имени Путина готовность к новой встрече с Трампом, но далеко не факт, что американский президент в нынешней ситуации поспешит к российскому коллеге. Предполагать, что Россия согласится продемонстрировать международной инспекции свой отказ от использования химического и бактериологического оружия, не позволяет логика действий Кремля на протяжении последних лет.

Говорить об изоляции России, откровенно говоря, не приходится, ведь мы живем в многополярном мире, хотя позиция США может стать камертоном для ряда мировых игроков. Не происходит и ожидаемого миллионами украинцев мгновенного затягивания санкционной удавки на шее России. В Штатах предпочитают последовательно наращивать давление на многолетнего партнера по геополитическому танго, позволяя тому сохранять лицо, но урезая его возможности.

Что в этой ситуации стоит предпринимать Украине? Во-первых, не обольщаться санкционным давлением Штатов на Россию, а выстраивать собственную систему шагов. Во-вторых, не только делать ставку на громкие призывы обуздать агрессию Кремля, но и демонстрировать неотъемлемую роль нашей страны в этом вопросе. Конечно же, осознавая риски открытой военной агрессии или вмешательства в ход будущих выборов. В-третьих, максимально эффективно и прозрачно использовать выделенные в оборонном бюджете США на потребности защиты доллары, чтобы иметь основания настаивать на увеличении ассигнований. Ждать, что американские санкции заставят Путина покаяться перед Украиной, — плохая идея, не имеющая логического обоснования.

Просто надо помнить, что все еще сохраняется зависимость Украины от российских газа и ядерного топлива, а также никуда не делась многокилометровая общая линия границы.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости мира
ТЕГИ: война,газ,Россия-Грузия,США,Южная Осетия,Трамп,Дмитрий Медведев,ядерное топливо,санкции против России
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.