Аристотель писал, что смысл жизни в добре и служении другим.
Люди множат проблемы,
потому что не анализируют исторический и личный опыт, не сопоставляют факты, не
обращаются к великим, которые давно ответили на все вопросы. Во «Взгляде на
всемирную историю» Джавахарлалы Неру есть великолепные слова о том, что поступки
и привычки человека формируют его ценности, а ценности в свою очередь
определяют его судьбу.
Мне нередко
приходилось слышать, в особенности от молодых людей, что жизнь никчемная и
бессмысленная. Это по праву вечная тема. Аристотель писал, что смысл жизни в
добре и служении другим. Чехов считал, что смысл жизни — это борьба, Оскар
Уайльд — самовыражение. Все они едины в одном: главное не продолжительность, а
наполнение. И все же образцом для меня является психолог Виктор Франкл,
духовный отец XX столетия. Пребывая в концлагере, он 3 года ни на миг не
оставлял свою работу: помогал узникам выжить в невыносимых условиях, наблюдал
за моделями поведения тех, кто борется и кто сдался. Ученый Франкл подтвердил и
обосновал слова Ницше: «Тот, кто знает, „зачем“ жить, преодолеет почти любое
„как“».
На вопрос «зачем» и
отвечают ценности. Что интересно, сам феномен ценностей существует именно
благодаря человеку. Только он может оценить величие гор, благородство
человеческого поступка, красоту искусства. Самый роскошный автомобиль
представляет ценность только в руках человека, в противном случае это груда
металла. Бриллиант без человека — просто камень. Когда человек лишается всего,
что считал ценным, и остается с куском черного хлеба, именно этот кусок и
становится ценностью. Выходит, ценность — величина относительная?
В 1997 году в Женеве
была создана Международная ассоциация человеческих ценностей. Она
задекларировала главные из них: достоинство, уважение и признание значимости
других людей, забота и охрана Земли, единство и взаимопомощь, недопущение
насилия, стремление к миру и счастью. Это то, что мы привыкли называть
европейскими ценностями, то, к чему стремимся. Но проснись мы завтра в
Евросоюзе, разве сможем сказать, что эти ценности стали нашими автоматически?
Говорить о
высоко-нравственных принципах и ценностях, как правило, можно лишь при условии,
когда удовлетворены базовые материальные потребности. Материальное не всегда
антипод духовного. Я говорю о жизненно необходимых для каждого человека жилье,
пище, безопасности. Нельзя назвать аморальным человека, который трудится и
борется за материальное благополучие своей семьи. Но где та черта, за которой
благосостояние перерастает в манию? Даже самые интеллектуальные и нравственные
люди порой теряют голову. Знаете ли вы, как Нобелевской премией, а это 1
миллион 200 тысяч долларов, распорядился Альберт Швейцер? Он построил
лепрозорий в Габоне. Биохимик Ричард Робертс построил площадку для гольфа,
генетик Шарп — купил замок, а писатель Бунин — спустил на вечеринки.
В наше время
материалисты говорят, что все материальное имеет цену. Более того, они
оценивают человека по прайсу внутренних органов на черном рынке — примерно 45
миллионов. Экономисты оценивают человека по производительности — чем больше
материальных благ за определенный отрезок времени способен произвести, тем ты
ценнее. Вопрос о ценности человеческой жизни наиболее актуализируется дважды —
в ее начале и в самом конце. Как врач я знаю, что жизнь — результат
взаимодействия клеток, но как человек я не перестаю считать это чудом. Каждый
отдельный человек — это целый мир. Уникальный генетический набор, который
никогда больше не повторится, совершенно уникальный собственный опыт,
уникальное предназначение — успеть выполнить все, что предначертано. Не страшно
умирать, страшно в самом конце осознать, что выполнить не удалось. Смерть
дисциплинирует, ставит нам, если хотите, дедлайны. Она сама становится
ценностью.
Одним из самых спорных
вопросов в медицине, психологии и философии остается такое явление как
самопожертвование. Априори, рефлекторно человек делает все, чтобы сохранить
свою жизнь, таков инстинкт. Однако есть общественные ценности, понятия долга и
героизма. Именно поэтому люди закрывают собой амбразуру, добровольцами уходят
на войну, бросаются в горящие дома на помощь. В эти моменты человек не
рассуждает, чего стоит его жизнь или жизнь того, кого он пытается спасти. Это
наивысший уровень сознания и нравственности. Поэтому произошла Революция
достоинства. Сто жизней, отданных в защиту миллионов от диктатуры. Я горжусь и
студентами нашего Одесского медуниверситета, они будут хорошими врачами. В
непростых условиях, в поезде, Роман Федько благополучно принял роды. Эмиль
Керимов, рискуя жизнью, спас женщину — вынес ее из горящего дома. В такие
моменты думает ли человек о том, зачем ему это или что он за это получит? Я
готов дискутировать с проповедниками теории стакана воды. Она о том, что нужно
терпеть и делать добро, чтобы на склоне лет было кому подать тебе стакан воды.
Это торговля, а не нравственные ценности, мы покупаем отношение к себе.
Настоящая духовная жизнь — когда человек, не задумываясь о последующих бонусах,
реализует себя и свои принципы.
Лекцию о ценностях я
читал студентам Одесского национального медицинского университета 14 апреля
2014 года. Для всех украинцев те дни были наполнены тревогой и страхом. Тогда,
как и все, я пытался осмыслить, произошедшее в моей стране, переосмыслить
исторический опыт, собственную жизнь. В тот самый день, 20 лет назад, я стал
ректором Одесского университета. Я провел в нем буквально всю свою жизнь,
начиная с поступления на лечебный факультет в середине 1960-х. Во время лекции
нынешним студентам я еще раз утвердился во мнении, что смысл моей жизни в
служении Альма-матер. Цель моей жизни в том, чтобы ПРОЖИВАТЬ каждый день, а не
коротать его. Одна из главных ценностей — моя репутация. Я благодарен Одесскому
университету и многотысячному коллективу за это. За возможность состояться как
человек, как врач, как ученый. За возможность в радости прожить каждый рабочий
день. За возможность гордиться всем, что мы сделали.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.