Формально Doing Business - это ежегодный рейтинг инвестиционной привлекательности стран мира от Всемирного банка. Проект, как указано на официальном сайте "позволяет объективно оценить законодательство, связанное с регулированием бизнеса, и его применение в 190 странах мира".
Экс-президент Петр Порошенко, после разгромного поражения на президентских выборах в 2019 г. решил постфактум козырнул рейтингом ВБ. Не без торжествующих ноток, Петр Алексеевич отметил, что за пять минувших лет Украина стремительно поднялась в рейтинге Doing Business-2020.
"Сбор данных для рейтинга Doing Business завершается концом апреля. Символично. Благодарен нашей команде за достойный результат. За 5 лет в этом рейтинге мы поднялись на 48 позиций. Искренне желаю нашим преемникам сделать лучше", - заявил политик.
Первый состав Кабинета министров при президенте Владимире Зеленском, определял процесс продвижения в рейтинге Doing Business в качестве стратегической цели. Правительство Алексея Гончарука, нацеливалось продвинуть Украину в первую десятку стран с самой высокой инвестиционной привлекательностью по версии ВБ.
"В этом году Украина поднялась в рейтинге Всемирного банка Doing Business на семь позиций, на шестьдесят четвертое место. Это очень низкое место. Наше государство имеет огромный потенциал и может быть даже в первой десятке. Именно это и является нашей целью на ближайшие три года", - заявлял Гончарук.
Сам президент Зеленский неоднократно апеллировал к рейтингу бизнес-привлекательности, как некоему мерилу успешности политики власти. По итогам I квартала 2021 г., гарант отметил, что были достигнуты "неплохие показатели макроэкономики, рекордно низкой в истории Украины инфляции, учетной ставки Национального банка Украины и максимального уровня золотовалютных резервов за последние 8 лет". Вдобавок Зеленский подчеркнул, что Украина поднялась в рейтинге Doing Business и повысила кредитный рейтинг.
Однако реальную значимость весей оккультной фетишизации значимости рейтинга от ВБ, очень наглядно проиллюстрировал экономический эксперт и финансовый аналитик Алексей Кущ.
"В рейтинге Doing Business-2020, Афганистан по индикатору регистрации предприятий занял 52 место, а Украина - 61. А по рейтингу разрешения неплатежеспособности - 76-е место. Украина - 146-е. В понимании рейтингующих, обанкротить предприятие в Афганистане было в два раза легче, чем у нас. Это все, что нужно знать о ценности рейтингов и "реформаторах", которые уже многие годы навязывают нам мнение, что всеобщее регулятивное упрощение приведет к всеобщему росту экономической сложности", - написал Кущ на своей страничке в Facebook.
"Зато Израиль в этом рейтинге на 35-м месте, а Литва - на 11-м. Вот только стартапы появляются не в Литве и население выезжает не из Израиля. Ну а пример Афганистана - типичный образчик "слайдовых реформ" в виде сплошных презентаций. Это примерно тот же формат, что реализует у нас большинство грантовых организаций за деньги американских налогоплательщиков", - иронично заключил аналитик.
Данный пример, как минимум, является прекрасным и поводом переосмыслить, и украинскому истеблишменту, и украинскому обществу, погрешность абсолютизации некоторых "общепризнанных" рейтингов.
В контексте этого наглядного заключения, интересная параллель напрашивается с некоторыми наблюдениями словенского философа и культуролога Славоя Жижека.
Еще начальном этапе развития глобального коронакризиса, в своей статье "Коронавирус – путь к коммунизму" Жижек писал: "Еще одним странным феноменом, который мы можем наблюдать, является триумфальное возвращение капиталистического анимизма, отношения к таким социальным явлениям, как рынки или финансовый капитал, как к живым существам. Если читать наши большие средства массовой информации, то создается впечатление, что на самом деле мы должны беспокоиться не о тысячах уже умерших (и еще о тысячах, которые умрут), а о том, что "рынки начинают нервничать".
В Украине такое же отношение к разного рода международным рейтингам, которые воспринимаются как "живое доказательство" прогресса, успешности и качества, пока реальная социальная сфера активно и бесповоротно умерщвляется.