Но с какими конкретными предложениями собирается ехать в Брюссель украинская делегация?
Ущербная ассоциация
5 августа на заседании Кабмина премьер-министр Денис Шмыгаль заявил о создании комиссии по евроинтеграции, которая проведет аудит выполнения Украиной Соглашения об ассоциации (СА) и наработает пакет конкретных предложений, с которыми Украина намерена выступить в рамках пересмотра условий документа.
«Вице-премьер-министру Украины по вопросам европейской и евроатлантической интеграции в двухнедельный срок обобщить все ключевые приоритеты министров, министерств, в том числе провести совещание с заместителями министров, ответственными за вопросы европейской интеграции, подготовить перечень мероприятий для реализации указанных ключевых приоритетов для их рассмотрения во время первого заседания комиссии по вопросам европейской интеграции», — заявил Шмыгаль.
Также премьер поручил подготовить список приоритетных законопроектов в контексте европейской интеграции для рассмотрения на очередной сессии Верховной Рады. Т. о. власть начинает обстоятельно готовиться к саммиту «Украина—ЕС» и дальнейшим раундам переговоров.
Нормы соглашения предписывают, что с начала 2021 г. у Украины появляется возможность заявить о внесении корректив в документ. В следующем году исполнится ровно пять лет с момента вступления в силу СА. Необходимость дать всеобъемлющую, структурную оценку первой пятилетке «безальтернативного похода» Украины в Европу более чем актуальная.
В последнее время из уст представителей власти все чаще звучат заявления о необходимости пересмотреть крайне невыгодные для Украины условия СА. Еще в феврале текущего года об этом заявил тогдашний уполномоченный президента по вопросам земли Роман Лещенко на международном конгрессе по растениеводству Top Crops.
«Когда в 2014 году Украина подписала Соглашение об ассоциации с ЕС, то просто открыла наш рынок для импорта, не защищая отечественного производителя. К чему это привело: к нам продавать можно свободно, а у них — по квотам. На сегодня когда власть обратилась в ЕС, чтобы это соглашение переподписать, нам ответили: «Подождите, вы же уже подписали Соглашение об ассоциации с ЕС». То есть в ЕС отказались изменять пункты Соглашения, подписанного с Украиной в 2014 году. Получается, на сегодня украинского товаропроизводителя никто не защищает», — заявил Лещенко.
Недавно экономический эксперт Виктор Степанюк оценил ежегодные потери Украины от действия СА в 9 млрд. долл.: «В 2013 году без всяких договоров об Ассоциации и свободной торговле мы продавали в ЕС товаров на 17 млрд. долл. В 2020-м, то есть спустя шесть лет после ратификации договора об Ассоциации, после вступления в силу неравноправного договора о свободной торговле, мы увеличили экспорт только на 3 млрд. долл. То есть было 17 миллиардов, стало 20 миллиардов. За это же время только с Россией без СНГ мы уменьшили на 12 млрд. долл. в год экспорт товаров. То есть мы имеем выгоду минус 9 миллиардов в год. Это прямое следствие подписания этого договора».
Казус исполнителя
Крайне важно, что весь процесс подготовки к саммиту и наработке украинских предложений по изменениям к СА будет курировать вице-премьер по вопросам евроинтеграции. 4 июня Рада назначила на эту должность представительницу партии «Голос» Ольгу Стефанишину — вместо Вадима Пристайко.
15 июня на «Европейской правде» вышло первое интервью Стефанишиной в качестве вице-премьера. Она подчеркнула, что ее главной целью является «обновление Соглашения об ассоциации с ЕС».
Примечательно, что в ответ на вопрос о деталях пересмотра условий соглашения Стефанишина заявила: «Мне больше нравится термин «обновление». Это важно, потому что мы не говорим о чем-то негативном, что Соглашение было плохое — но мы хотим сделать его лучше».
Пожалуй, самым удачным уточнением был вопрос об оценке почти шестилетнего периода выполнения соглашения: «...видите ли вы в нем какие-то пункты, по которым возникает мысль: «Не надо было на это соглашаться!»?
Ответ Стефанишиной дает полное представление о сути ее нынешней работы по подготовке изменений к СА и достоин, чтобы его привести полностью:
«Я думала об этом. Задавала себе такой вопрос, и неоднократно. Иногда, по некоторым секторам, у меня была такая мысль. Но сейчас я понимаю, что даже те положения, которые вызывают вопросы, чудом попали в СА и вообще не свойственны соглашениям ЕС с третьими странами (например, положение о режиме внутреннего рынка), — они также имеют смысл. В конце концов, они стали мощным рычагом для более глубокой интеграции Украины и ЕС.
Да и в конечном итоге, красота этого соглашения в том, что оно динамичное. Если любую из сторон не устраивают некоторые положения — их можно изменить. Так, как мы изменили положение относительно экспорта курятины. Так, как мы обновили «энергетическое» приложение, юридически закрепив свою стратегическую цель — объединение энергетических рынков Украины и ЕС».
29 июля Ольга Стефанишина в авторской колонке уже более конкретно обозначила смыслы «обновления» Соглашения об ассоциации. Вице-премьер определила три главных направления.
Первое — обновление приложений соглашения для углубления секторальной интеграции: «По этой логике следует пересмотреть основы нашего диалога с ЕС, в частности в сфере электронных коммуникаций, технического регулирования, основания предпринимательской деятельности и торговли услугами, сфере защиты окружающей среды».
Второе — обновление тарифных параметров для увеличения торговли. Однако этот вполне разумный пункт в устах г-жи Стефанишиной имеет крайне узкую трактовку: «Для наиболее чувствительных позиций агропродукции предусмотрены так называемые тарифные квоты, предоставляющие возможность беспошлинного экспорта. Объем части этих квот слишком низок относительно современного экспортного потенциала украинских производителей. Мы будем стремиться увеличить беспошлинный доступ на рынок ЕС для этих товаров благодаря обновлению Соглашения».
Третье — оценка эффективности исполнения документа и возможность «выделить те отрасли и сектора, где можно достичь большего прогресса благодаря обновлению».
Действительно, увеличение квот на поставки подсолнечного шрота, меда, орехов или кукурузы можно будет назвать глобальной победой. Об упрощении доступа промышленных товаров вице-премьер упоминает одной фразой — это нужно.
Молчание «соросят»
Заглянув в официальную биографию г-жи Стефанишиной, несложно сделать вывод, что она является типичным представителем «грантоедской» тусовки в Украине. Впрочем, того, что она представляет партию «Голос», уже достаточно для определения ее «социально-политического» статуса.
Если большинство процессов по переговорам о переформатировании условий Соглашения об ассоциации с ЕС будет замкнуто на г-жу Стефанишину, сам пересмотр документа превратится в фарс, а по сути это можно считать актом экономического саботажа интересов Украины.
СА с ЕС нуждается в серьезнейшем пересмотре, если не сказать больше — в денонсации. Этот документ является одним из основных элементов выстроенной в отношении Украины неоколониальной экономической политики. Его пересмотр или отмена — это начало пути восстановления экономического суверенитета страны.
В условиях либерализации торговля между странами центрового и периферийного капитализма априори функционирует по принципу неэквивалентного обмена. Итог очевиден: «банановая республика» перестает торговать бананами, а начинает продавать сначала пальмы, а потом и землю, на которой эти пальмы росли.
Хорошим началом для выстраивания прагматичной переговорной линии с ЕС станет назначение на должность профильного вице-премьера по евроинтеграции человека, который по меньшей мере не будет открытым «агентом Запада».