Китайский вектор обладает колоссальным незадействованным потенциалом для выгодного экономического сотрудничества
Президент Владимир
Зеленский в конце июля подписал указ о безвизовом режиме для граждан КНР. Это
решение дает китайским туристам временно въезжать в Украину или следовать
транзитом через страну.
Удивительно, но украинская власть практически полностью игнорирует
такой вектор, как сотрудничество с КНР. Но ситуация может измениться - и на смену скудным контактам придет активизация украинско-китайских отношений.
Мимо
колоссального потенциала
Мы постоянно слышим рассуждения о том, каким мощным транзитным
потенциалом обладает Украина. Так вот, мы могли бы использовать его для участия в стратегическом проекте Китая «Один пояс - один путь».
Начиная с 2010 года, Китай реализует глобальный экономический
проект «Новый Шелковый путь» или «Один пояс -- один путь». По факту это новый континентальный мост между Европой и Азией, а также международные коридоры экономического сотрудничества с другими крупными рынками. Задача проекта – максимально быстрая организация товарооборота между Китаем и основными мировыми рынками. Это также создание инфраструктуры в странах-участниках «Пояса-пути», с вовлечением их в систему торгового и экономического взаимодействия с
Поднебесной.
«Один пояс -- один путь» охватывает территорию, на которой проживает 63% населения планеты, а общий объем импорта и экспорта товаров между Китаем и странами-участниками уже достигает отметки в 1,5 триллиона долларов. Это до 40% мирового ВВП и до 50% от общего объема глобальной
торговли.
В прошлом году Китай стал главным торговым партнером Украины. Согласно отчету Национального банка Украины, в сравнении с 2018 г. товарооборот между странами вырос более чем на 60%. КНР стал импортером №1 украинской аграрной продукции, а украинский экспорт в Поднебесную достиг 3,5 млрд. долл. (преимущественно это поставки продуктов питания, зерновых и черных металлов). Китайский экспорт в Украину достиг 9,2 млрд. долл., в основном, это готовая продукция (одежда, машины, оборудование, электроника и т.д.).
Несмотря на все это, увы, но Украина оказалась на обочине глобального китайского проекта, даже вопреки такому своему «козырю» как географическое положение.
Бацька чует выгоду
А вот наши же соседи очень активно включились в эту грандиозную
инициативу. Например, Беларусь замкнула на себе почти весь транзитный поток товарооборота между КНР и ЕС, который мог бы пройти через Украину.
РБ стала одним из двух важнейших железнодорожных узлов, через
которые китайские товары идут в Европу.
«Географическое положение, социально-политическая стабильность, хорошие дороги, ж\д и авиасообщение. Что ещё нужно для того, чтобы международный коридор развивался? Отсюда инвестиции в экономику – сегодня наша страна одна из немногих, кто получает наибольшую выгоду от такого партнерства. Начинали, правда, с небольших проектов, но за последние годы только количество контейнеров, которые проходят из Китая через Беларусь в Европу, увеличилось более чем в 30 раз. К тому же, 43 предприятия получили прописку в белорусско-китайском индустриальном парке «Великий камень», -- описал сотрудничество посол Беларуси в КНР Кирилл Рудый во время прошлогоднего саммита «Нового Шелкового пути» в Бишкеке.
Тем не менее, китайские партнеры сигнализируют украинской стороне
о заинтересованности в развитии взаимовыгодных отношений. «Что касается перспектив, то мы уверены, что через
5 лет торговый оборот между нашими странами достигнет 20 млрд. долл. в год», -- заявил в начале года советник по торгово-экономическим вопросам посольства КНР в Украине Лю Цзюнь.
Однако на данный момент присутствие китайских инвесторов в Украине весьма незначительно, хотя интерес к ряду отраслей нашей экономики у КНР есть.
Кроме печально известной истории с «геополитическим шлейфом» при покупке китайцами флагман отечественного машиностроения «Мотор Сич», КНР интересуется и другими направлениями. Например, нефтегазовой отраслью,
где представлена компания «Чжунмань Юкрейн», сектором АПК (компании «Юнайтед Гросерис», «Фанда» и другие), телекоммуникационные технологии («Xinwei Group»), энергетика («Sinohydro» -- строительство и обслуживание гидроаккумулирующих мощностей), производство стройматериалов («Эко-Втор») и т.д.
Большинство китайских компаний сосредоточены в секторе услуг
(туризм, консалтинг, дистрибьюция, торговля и т.д.).
Стратегическая альтернатива
Итак, взаимный интерес Китая и Украины присутствует, потенциал для
развития отношений тоже есть. В чем же дело?
Как видим, центральная власть во главе с Зеленским, точно так же
как во времена Порошенко, не занимается развитием отношений между Украиной и Китаем. Хотя более активное сотрудничество с Китаем и включение Украины в проект «Один пояс -- один путь» открывает огромные перспективы для украинской
экономики.
Глядишь, не пришлось бы с протянутой рукой перед МВФ стоять. Но
такой вариант не устраивает США и МВФ, которые видят в КНР своего конкурента. А так как в Киев привыкли заглядывать в рот Вашингтону, то логично, что китайцы заинтересованы в сотрудничестве только с теми украинскими политиками, кто представляет собой самостоятельные фигуры, а не выполняют команды из «вашингтонского обкома».
С каждым днем появляется все больше фактов, свидетельствующих, что хитрые китайцы давно наладили отношения - только не с «зелеными», а с оппозицией в лице Виктора Медведчука.
Неспроста глава политсовета «Оппозиционной платформы -- За жизнь» является самым цитируемым украинским политиком в китайских СМИ. В частности, государственное информационное агентство КНР «Синьхуа» с особым вниманием следит за активностью политика.
И не только потому, что фракция партии Медведчука в Верховной Раде создала межфракционное объединение «Один пояс -- один путь» с целью содействовать одноименному китайскому проекту.
И в этом ключе в новом свете выглядит инициированный Виктором
Медведчуком и Ренатом Кузьминым скандал вокруг деятельности военных биолабораторий Пентагона, потому что сегодня США уже не обвиняют Китай в «создании и распространении коронавируса».
Наконец, о сотрудничестве заголосили грантовые «эксперты», живущие на деньги Сороса, которые только после скандала с биолабораториями обнаружили, что Медведчук – это самый близкий друг Пекина из числа украинских
политиков.
Сотрудничество с Китаем -- это новые возможности для Украины.
Такие страны как Белоруссия, Казахстан, Россия уже активно работают в рамках проекта «Один пояс - один путь».
Один простой пример - пока Украина выпрашивает кредиты у ЕС и МВФ, Китай только за период 2016-2018 гг. вложил в белорусский индустриальный парк «Великий камень» почти 0,5 миллиарда долларов прямых инвестиций.
Впрочем, все закономерно. Пока в РБ модернизировали железную дорогу, строили новые автомагистрали и создавали инвестиционные площадки, в Украине «Укравтодором» руководил Славомир Новак, арестованный в Польше по подозрению в коррупции, а в наблюдательном совете «Укрзалізниці» работали «профессионалы», вроде Сергея Лещенко.
Не использовать свой транзитный потенциал -- это стратегическая ошибка для Украины. Вот из-за таких ошибок нашего руководства мы и страдаем от падения ВВП, а Украина рискует оказаться на обочине мировых экономических процессов.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.