В Грузии государство и Церковь кардинально разошлись во взглядах на эпидемию коронавируса, предложив разные подходы к организации церковной жизни на карантине. Дело приняло весьма серьезный оборот.
16 апреля президент
Греции Екатерина Сакелларопулу на встрече с архиепископом Афинским и всей
Греции Иеронимом и архиепископом Тиранским и всей Албании Анастасием выразила
благодарность каждому из них и Церкви за заботу о верующих в условиях эпидемии
и карантина, за поддержку правительственных ограничительных мер, разъяснение
прихожанам их смысла и значимости.
15 апреля в Сербии президент Александр Вучич, стоя плечом к
плечу перед телекамерами с патриархом Сербской православной церкви Иринеем,
выражает ему признательность за продемонстрированную СПЦ в условиях эпидемии
высокую степень общественной ответственности, за оказанную властям помощь в
организации жизни на карантине. Делая, при этом, особый акцент на уверенности в
том, что государство и Церковь, сохранив единство, выйдут из борьбы против
вируса победителями.
В Украине, где отношения между государственной властью и
самой массовой, единственной канонической Украинской православной церковью
после того как власть, поправ Конституцию и законы, грубо вмешалась в сферу
религии, остаются крайне напряженными, власть и представителя церквей сумели,
тем не менее, договориться о согласованных действиях в организации и проведении
празднования Пасхи.
В Грузии сегодня трудно себе представить не то, что
благодарность от государства в адрес Грузинской православной церкви, но и
относительную толерантность со стороны первого в отношении второй и, уж тем
более, какую-либо согласованность их действий. В этой стране между светской
властью и Церковью из-за разного понимания происходящего и в корне отличной
реакции на вирус и карантин пробежала такая черная кошка, что речь не идет ни о
теплых словах, ни о встречах. Тут царит дух конфронтации.
Синод ГПЦ, признав существование пандемии, заявил, что
Церковь не намерена ни сомневаться в таинстве причастия, ни нарушать традицию
причащения верующих общей ложкой. Видеть в ритуале путь передачи инфекции, как
это делает власть, Синод счел недопустимым, отвергнув введенный правительством запрет
на посещение верующими храмов и личное участие в службах, назвав его
«непростительным» и заклеймив как «преступление перед Богом». В стороне от
кампании противодействия вирусу Церковь не осталась, решив внести в нее свой,
специфический вклад. С благословения Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии ІІ
священники еще в марте несколько раз освятили улицы Тбилиси и других городов. Верующих
призвали усердно молиться, а храмы и территорию около них решили после каждой
службы освящать святой водой.
Многим
из мирян позиция и действия Церкви пришлись по душе. Правительство восприняло
их едва ли не как публичный вызов на дуэль. И после некоторых колебаний приняло
этот вызов. Ограничительные меры были усилены, в стране объявили режим
чрезвычайного положения. Были запрещены собрания с участием десяти и более
человек. Позже количество участников сократили до трех. Официально об этом
никто не говорил, но эксперты сошлись во мнении, что эта мера направлена, в
первую очередь, для недопущения людей на службы в дни церковных праздников:
Благовещения, Вербного воскресенья, Пасхи. Запрет действовал не только
формально, но и вполне реально: полиция провела серию задержаний нарушителей
изоляции или карантина, продемонстрировав решительность и готовность к
действию.
Затем
с обеих сторон последовали новые практические шаги, прозвучали комментарии к
ним. Градус напряженности и конфронтации не снижался, а, наоборот, нарастал.
Власть настаивала на закрытии храмов. Церковь стояла на своем, говоря, что
новые обстоятельства, вызванные вирусом и запретом на собрания, будут учтены,
но храмы останутся открыты. Дискуссия вышла за пределы светских и церковных
кабинетов, охватив общество и превратившись в одну из главных тем обсуждения. Мнения,
естественно, разделились. Соцсети превратились в поле битвы. Раскол пошел не
только по линии: «свои» – «чужие», – но и внутри каждого из лагерей. Кое-кто из
чиновников, включая, например, главу парламента, поспешили заявить, что запрет
на собрания не распространяется на церковные службы. Часть священников призвала
верующих оставаться на Пасху дома.
Глава
Национального центра Грузии по контролю над заболеваниями и общественному
здоровью А.Гамкрелидзе подлил масла в огонь, заявив 16 апреля, что гражданам не
следует идти на Пасху в храмы, и поставив вопрос ребром: или останьтесь дома,
или будем считать гробы. С 12.00 17 апреля до 21 апреля в стране запрещено
передвижение на личном автотранспорте. В конце концов, Церковь несколько
смягчила позицию, в мягкой форме поддержав действия правительства, однако, полностью
от своей линии не отказалась. 19 апреля храмы для верующих будут открыты, они
смогут прийти туда до 21.00 и остаться до 06.00 20 следующего дня, то есть, до
тех пор, пока действует комендантский час.
Такая,
вот, история. Которой могло и, положа руку на сердце, должно было бы не
случиться. Остается надеяться, что конец у нее будет хорошим.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.