«Золотые мальчики-соросята» – остросоциальная бомба для общества

23 лютого 2020, 15:09
Власник сторінки
Журналист
0
«Золотые мальчики-соросята» – остросоциальная бомба для общества

Болезнь острой социальной несправедливости

На днях генеральный директор «Укрпочты» Игорь Смелянский похвастался зарплатой в 836 тысяч гривен в месяц, что в 200 раз больше, чем получает рядовой почтальон. Также Смелянский искреннее возмутился прежней практикой, когда государственными компаниями руководили «дешевые менеджеры». Похоже, что власть не сделала никаких выводов после громкого скандала с огромными зарплатами министров и топ-чиновников.

На Печерских холмах, очевидно, исходят из принципа «повоняют и забудут», который когда-то сформулировал советник главы МВД Зорян Шкиряк.  Нынешняя элита не видит ничего зазорного в ситуации с катастрофическим разрывом между доходами «маленьких українців» и «эффективных управленцев» во власти, и не ощущает взрывоопасной тенденции на обострение чувства социальной несправедливости в обществе.  

 

«Витрина» престижности государственной службы 

По итогам прошлого года рейтинг самых высокооплачиваемых «менеджеров» в госсекторе возглавили руководители крупных госкомпаний. Пятерку самых «успешных» руководителей составили:

1) Андрей Коболев, НАК «Нафтогаз» -- 2,08 млн. гривен;

2) Игорь Смелянский «Укрпочта» -- 1,42 млн. гривен;

3) Евгений Кравцов, уже экс-руководитель «Укрзализныци» -- 570 тыс. гривен;

4) Павел Павлишин, временно исполняющий обязанности главы «Энергоатома» -- 514 тыс. гривен

5) Всеволод Ковальчук, «Укргидроэнерго» -- 495 тыс. гривен.

 

К эффективности и результативности работы этих компаний и их руководства вопросов не меньше, чем к их баснословным окладам. Но это вовсе не смущает топ-чиновников, которые не краснеют за свою деятельность, выписывая себе огромные зарплаты и премии.

Крайне успешно завершился прошлый финансовый год и для работников отдельных министерств. Например, министр социальной политики Юлия Соколовская получила за декабрь 2019 г. 217 тыс. гривен, а секретарь ведомства Елена Богачева получила 336 тыс. гривен. При этом в самой Минсоцполитики констатируют, что 83% из 11,3 млн. украинских пенсионеров, получают выплаты ниже прожиточного минимума, до 4 тыс. гривен.

Министр образования Анна Новосад, возмущающаяся своей зарплатой, которая якобы не позволяет ей завести ребенка – это красноречивый пример «уровня» понимания социально-экономического положения украинского общества со стороны нынешней власти. Команда «молодых реформаторов» искреннее не понимает социальных реалий в стране и почему их оклады так взволновали «плебеев».

 

Потребители грантов и министры-«космонавты»

Оправдывая множество антисоциальных законов и «шоковых реформ», власть апеллирует к пропагандистскому тезису об украинском пути в «европейскую семью» и «европейским стандартам». Но почему же в вопросе зарплат управленческого аппарата, наша власть не хочет брать примера с Европы?

Во Франции, например, при средней зарплате по стране в 2019 г. около 2300 евро, жалование министров составляет 9,6 – 10,1 тыс. евро – т.е. разрыв примерно в 4 раза. Премьер-министр Великобритании вместе совсем доплатами зарабатывает почти 155 тыс. фунтов, а средняя зарплата в Соединенном Королевстве – почти 2 300 фунтов. Федеральные министры в Германии получают до 21 тыс. евро в месяц, а средний уровень заработной платы в стране – 3 156 евро. В соседней Польше, при среднем окладе в 5182 злотых по стране, министры в правительстве зарабатывают по 13,6 тыс. злотых, то есть, разрыв примерно в 2,5 раза.

Европейские страны пытаются проводить политику, при которой между рядовыми гражданами и властной бюрократической верхушкой сохраняется относительно небольшой разрыв в доходах. Украина же уподобляется странам третьего мира и прочим «банановым республикам». Власть взяла уверенный курс на материальное дистанцирование управленческой «элиты» от «простолюдинов». Де-факто, происходит  консервация бедности «низов» на фоне повышения статусности бюрократических «верхов». И все эти процессы власть проводит в своеобразном логическом вакууме и в отрыве от социально-экономических реалий в обществе.

Согласно докладу ООН по результатам мониторинга в 2016 г. около 60% украинцев проживает за чертой бедности, а Украина занимает 84-е место из 188 стран мира по показателю Индекса человеческого развития. В 2018 г. в отчете о мировом благосостоянии Global Wealth Report, подготовленного швейцарским финансовым конгломератом Credit Suisse, Украина заняла 123-е место из 140-ка, в рейтинге самых бедных стран мира.

Чистосердечное недоумение нынешней «зеленой» команды относительно «маленьких» зарплат бюрократического аппарата в Украине отчасти объясняется их «социальным происхождением». Многие члены нового Кабмина и прочих структур ранее работали в неправительственных организациях, которые содержались на гранты зарубежных донорских структур. Например, вышеупомянутая министр образования Анна Новосад до назначения на высокий пост возглавляла директорат при МОН и зарабатывала более 60 тыс. гривен в месяц. Структуры директоратов финансируются из специальной программы Евросоюза. «Голый» оклад, который государство платит сотрудникам директоратов, составляет от 7 до 10 тыс. гривен, а остальную сумму «реформаторским спецам» доплачивает ЕС. Конечно, в этом нет никакого иностранного вмешательства во внутренние дела Украины, а те, кто так считает – бессовестные клеветники и «враги евроинтеграционного курса страны».

 

Болезнь острой социальной несправедливости

После Октябрьской революции 1917 г. перед большевиками остров встал вопрос формирования собственного бюрократического аппарата руководства страной. В вопросе зарплат чиновников, партийных работников и руководителей в народном хозяйстве Владимир Ленин исходил из принципа Парижской коммуны – оклады управленцев устанавливались на уровне зарплат рабочих (за исключением «буржуазных специалистов»). В этом отношении, большевики отражали запрос постреволюционных реалий на восстановление социальной справедливости общества, сбросившего царя и «мелкобуржуазное Временное правительство».

Прошлогодние президентские выборы стали символом мощного запроса украинцев на серьезное преображение социальных условий, которое зиждилось на требовании восстановления справедливости. «Ощущение справедливости» -- не статистический или точный социологический параметр, но это очень тонкая материя эмоциональной оценки обществом положения дел в стране. Ошеломительные зарплаты бюрократического аппарата и государственного менеджмента – опаснейший раздражитель для украинцев, испытывающих одновременно высокие ожидания на перемены и ощущающих острый дефицит справедливости в Украине.

У власти нет понимания чрезвычайной важности этих особенностей и необходимого инструментария «охлаждения» социального недовольства в обществе. Как показала практика, более тонко эти нюансы ощущает оппозиция, которая по «ролевому» политическому статусу более внимательно следит за общественным пульсом.

Проявлением этого стала законодательная инициатива «Оппозиционной платформы ‒ За жизнь». В конце января председатель политсовета ОПЗЖ Виктор Медведчук, предложил законодательно ограничить сверхприбыли депутатов и  чиновников. Не более 10 минимальных зарплат и все, если тезисно охарактеризовать суть инициативы. «Максимально допустимый размер выплат лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, руководителям учреждений и организаций, которые финансируются из бюджета, не должен превышать десяти минимальных зарплат, то есть 47 230 гривен на сегодня», -- подчеркнул Медведчук, характеризуя оппозиционный законопроект.

Оппозиция первой предложила варианты решения в «зарплатном вопросе», который вызвал нешуточный скандал. Премьер-министр Алексей Гончарук сначала вообще заступился за чиновников и их оклады, заработанные «непосильным трудом». Но после законодательного демарша ОПЗЖ, власти пришлось искать решения проблемы. В итоге, Гончарук таки согласился ограничить зарплаты чиновников, после выступления оппозиции и публичного «волшебного пенделя» от президента Владимира Зеленского на совещании.

Различие между «запоздалой» реакцией власти и законодательной инициативой оппозиции заключается в том, что у них принципиально разное видение запроса общества на возобновление справедливости.

Хотя, по сути, скоропалительная идея власти привязать доходы чиновников к средней зарплате – это плагиат идей Медведчука в чистом виде. Не говоря уже о том, что в Украине нет такого законодательного понятия как «средняя зарплата», это термин из социологии и статистики.

Поэтому, как видим, власть, судя по поведению министров, просто не видит проблемы в том, что чиновники и депутаты выписывают себе сотни тысяч, в то время как миллионы простых украинцев элементарно не доедают.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.