Итак, миссия МВФ покинула Украину, не дав никакой ясности о судьбе следующего транша. Называют две официальные причины, почему Кабмин и Фонд не пришли к консенсусу.
Первая – это опасения МВФ, что Кабмин согласится вернуть «Приват-банк» Коломойскому и его бизнес-партнерам. Как мы помним, правительство Владимира Гройсмана приняло решение национализировать банк еще в конце 2016 года и причиной стал как раз серьезный нажим со стороны Фонда. МВФ на протяжении ряда лет принципиально поддерживает решение о национализации. Например, в апреле 2019 года представитель МВФ в Украине Йоста Люнгман напомнил, что Фонд поддержал национализацию, потому что «это был единственный эффективный способ защитить вкладчиков банка - украинских физических и юридических лиц - и стабильность финансовой системы».
Вторая причина заключается в том, что нынешняя редакция закона о рынке земли не устраивает МВФ, потому что не разрешает иностранцам покупать земли сельхозназначения. Судя по той информации, что попала в прессу, в МВФ считают, что нынешняя редакция выгодна в первую очередь украинским латифундистам, которые просто скупят земли, не подпустив «к пирогу» иностранные компании.
Поэтому перед нами налицо конфликт интересов между МВФ и группой «Приват», чьим лицом в СМИ выступает олигарх Коломойский, а также между транснациональным и украинским капиталом.
Кроме того, на повестке дня есть еще два вопроса, которые волнуют МВФ. Во-первых, речь о том, получится ли с помощью переговоров в «нормандском формате» сдвинуть с мертвой точки процесс мирного урегулирования на Донбассе. Во-вторых, судьба нового контракта с «Газпромом» о поставках и транзите газа.
Если украинской власти не удастся решить эти задачи – мирное урегулирование на Донбассе и заключение нового газового контракта – зависимость Украины от МВФ возрастет еще больше. Как мы уже видели на практике, война – это миллиардные расходы. Точно так же, если не удастся договориться с Россией по газу, придется повышать тарифы для населения и для промышленности. А как повышать тарифы, когда украинцы и так уже должны десятки миллиардов за коммунальные услуги? Кроме того, если не будет нового контракта, Украина больше не будет получать около 3 миллиардов долларов за транзит.
И наоборот, если удастся решить обе животрепещущие задачи, Украина снизит зависимость от МВФ. А значит, получит шанс проводить более самостоятельный экономический курс. Есть ли шанс на мир на Донбассе в ближайшем будущем – покажут результаты встречи в «нормандском формате», предварительно согласованной на 9 декабря. Что касается вопроса по газу, то единственный вариант решения на сегодняшний день предложила разве что оппозиция – устами Виктора Медведчука. Главный до недавнего времени украинский переговорщик с РФ еще в марте договорился с российским премьером Дмитрием Медведевым и главой правления «Газпрома» Алексеем Миллером о принципиальном согласии на новый контракт и скидку для Украины в 25% при условии прямых поставок. На днях, выступая на саммите БРИКС в Бразилии, об этом напомнил и российский президент Владимир Путин. И если «Нафтогаз» и «Газпром» все-таки договорятся по газу на тех условиях, которые согласовал Медведчук, это поможет серьезно ослабить зависимость Украины от МВФ.
Ведь сегодня МВФ применяет стандартный прием – когда в обмен на очередной транш спецы Фонда диктуют украинскому Кабмину список очень болезненных экономических решений. Собственно, самый яркий из последних примеров – это как раз судьба украинской земли. Ведь именно МВФ требует разрешить свободную покупку-продажу сельхозземель – иначе, дескать, не даст следующего транша не видать.
Для решения обоих вопросов у нашей власти остается только декабрь. Получается, что последний месяц года определит будущее Украины на ближайшую перспективу.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.