Недавно глава ПЦУ Епифаний озвучил цифры приходов, которые, по его мнению, сегодня входят в состав ПЦУ. По его словам, это число достигло 7000.
Таким образом, по словам Епифания, ПЦУ уже в полтора раза превзошла масштабы, достигнутые Киевским патриархатом. Чтобы понять, насколько оправдан оптимизм с цифрами успехов ПЦУ, стоит разобраться и уяснить, откуда же Епифаний получил такие гигантские показатели.
Очевидно, что речь идет о 5200 приходах, которые ранее входили в число приходов Киевского патриархата, а также о приходах Украинской автокефальной церкви, которая прекратила свое существование в июле 2019 года и теперь является частью ПЦУ. Учитывая, что в УАПЦ входило около 1200 приходов, то вместе с УПЦ КП – это всего около 6500. Еще 500 приходов Епифаний явно посчитал из числа тех, которые входили ранее в состав УПЦ МП, и чья юрисдикция была изменена во время «триумфального шествия» ПЦУ в январе-феврале этого года.
Однако, как известно, глава КП Филарет сразу же после поражения Порошенко на выборах заявил о том, что Киевский патриархат не будет входить в состав ПЦУ и продолжит свое независимое существование. На данный момент продолжается целый ряд судебных разбирательств, в которых Киевский патриархат призывает отменить решение Минкульта о своей юридической ликвидации. В течение августа-сентября были принятые судебные решения, которые действительно ставят под сомнение законность действий Минкульта в части снятия с регистрации УПЦ КП. Окончательное судебное решение еще не принято, но все же на время разбирательств ПЦУ, Киевской горадминистрации и Минкульту запрещено проводить какие-либо действия в отношении той собственности, которую в Киевском патриархате считают своей. То есть, 5200 приходов, которые Епифаний уже записал в озвученные им 7000, на данный момент Филарет считает своими – и оспаривает это в суде.
Пока идут суды, спорный статус имущества Киевского патриархата выплескивается в конфликты между священнослужителями обеих церквей. Летом дело доходило до драк за небольшие сельские приходы в Киевской области. А 16 октября едва не дошло до столкновений между представителями обеих сторон на территории Михайловского монастыря в столице Украины. Представители Киевского патриархата возмутились тем, что одно из зданий монастыря начали переделывать под свои нужды представители ПЦУ. В итоге понадобилось вмешательство полиции – дело едва не закончилось дракой.
Впрочем, не только 5200 приходов потенциально может отсудить у ПЦУ Филарет. Дело в том, что не менее 500 приходов, которые раньше были зарегистрированы за Московским патриархатом, юридически перешли не в ПЦУ, как это публично заявляли Епифаний и компания, а в состав Киевского патриархата. Произошло это потому, что первые 6 недель своего триумфального шествия ПЦУ не была зарегистрирована юридически. Поэтому приходы переоформлялись просто на Киевский патриархат. Считалось, что он вскоре должен был и сам раствориться в составе новой церкви. Однако растворения не произошло. И в случае, если Филарет докажет, что Киевский патриархат таки существует, следующим шагом наверняка будет оспаривание в судах и этой части ПЦУ.
Впрочем, до этого еще далеко. Да и старая хозяйка этих приходов УПЦ МП не смирилась со сменой регистрации. 12 октября Винницкий городской суд отстранил от должности на два месяца начальника управления по делам национальностей и религий Винницкой облгосадминистрации Игоря Салецкого. Ходатайство об отстранении в суд поступило в рамках следствия, которое проводит ГУ Нацполиции в Винницкой области. Чиновника подозревают в том, что он допустил неправомерные действия при регистрации общин, которые изменили конфессиональную принадлежность с Московского патриархата на ПЦУ. И следствие вполне может закончиться тем, что смена юрисдикции сразу по 500 общинам будет признана незаконной. А если этого не произойдет, то остается вероятность того, что у ПЦУ их впоследствии отсудит Киевский патриархат.
Таким образом, из озвученного числа Епифаний вполне твердо может рассчитывать лишь на 1200 приходов УАПЦ. Однако даже если все суды будут выиграны, то у Епифания возникает еще одна проблема – дефицит священников. Традиционно число приходов у Киевского патриархата и УАПЦ было всегда значительно больше, чем численность самих священников. Там очевидный дефицит кадров – многим из них приходится вести службы сразу же в нескольких общинах. Так, в том же 2017 году, если в УПЦ МП числилось 10 тыс. священников и 4 тыс. монахов на 12500 приходов, то в УПЦ КП – 3500 священников на 5200 приходов, а в УАПЦ – 700 священников на 1200 приходов. В итоге на заявленные 7000 приходов в ПЦУ сегодня приходится около 4000 священников. И если Филарету удастся отстоять свою позицию в судах хотя бы частично, то значительная часть из них окажется вновь в Киевском патриархате. Уверенно рассчитывать на лояльность Епифаний может лишь в областях Западной Украины и Винницком регионе, где ранее служило около 1,5 тыс. священников УПЦ КП. В сочетании с присоединившейся УАПЦ, общее число священников УПЦ может достигнуть 2000. Что касается остальных, то большинство из них не останется в новой структуре, если Киевский патриархат все же возобновит свое полноценное существование.
Таким образом, можно признать, что из 7000 приходов, о которых сейчас говорит Епифаний, считать однозначно перешедшими в ПЦУ он может не более 1200. В отношении остальных это, скорее, похоже на раздел шкуры неубитого медведя. Их судьба все еще является темой судебных разбирательств. И как будет выглядеть конфессиональная карта Украины еще год спустя – пока можно лишь догадываться. Вполне вероятно, что судьба ПЦУ сведется к тому, чтобы стать просто новым названием для УАПЦ. И за рамки этой наименьшей из самопровозглашенных православных структур Украины ПЦУ так и не выйдет. Как и предполагалось, это еще одно детище (а точнее авантюра) Порошенко, рождение которого сопровождалось такими громкими, вселенского масштаба планами и заявлениями, быстро превратилось мыльный пузырь. И здесь гора снова родила мышь.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.