Четыре месяца спустя после «объединительного» собора КП и УАПЦ, давшего жизнь ПЦУ, объединения в украинском «государственном православии» не наблюдается.
Объединение
неканонических церковных организаций – Киевского патриархата и Украинской
автокефальной православной церкви – под началом Вселенского патриарха, о
котором было официально объявлено на «объединительном» соборе 15 декабря
прошлого года в Софийском соборе в Киеве, и по сей день остается мифом. На
бумаге и в риторике официальной пропаганды, причем, как церковной, так и
светской, оно, вроде бы, есть, в реальной же жизни отыскать его следы и
проявления проблематично.
Епифаний и его соратники, которым поручено двигать вперед проект
ПЦУ, что-то как-то где-то говорят и делают, их усилия, однако, пока что не
столь результативны и заметны, как того хотелось бы и им самим, и тем, кто за
ними стоит внутри страны и за ее пределами. Конкурирующая «фирма» в лице
Филарета, структура которого – Киевский патриархат, – вроде бы, волею
Вселенского патриарха и выданным им томосом упразднена, спокойно продолжает
существовать. Сам Филарет не только не стесняется именовать себя патриаршим
титулом, отобранным у него турецкими греками, но и все громче и увереннее
грозит благодетелям с Фанара непослушанием.
Такое развитие событий не удивляет. В проекте ПЦУ с первых
его шагов решающую роль играли не церковники, а украинская светская власть.
Именно с «Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между Украиной и
Вселенским Константинопольским патриархатом», подписанного П.Порошенко и кир
Варфоломеем, все, собственно говоря, и начиналось.
В этом документе, датированном 3 ноября 2018 г., целью
которого было создание новой церкви в Украине под юрисдикцией Вселенского
патриарха, зафиксированы обязательства сторон. Сегодня, почти полгода спустя
после подписания и через четыре месяца после «объединительного» собора, ясно
видно, что их не выполняет ни Киев, ни Фанар.
Едва ли не самым красноречивым и убийственным для
инициаторов и организаторов ПЦУ свидетельством этого служит статья 2 документа,
о котором идет речь. Она гласит: «Для
досягнення мети цієї Угоди Сторони домовляються про співпрацю за такими
напрямами: 2.1 взаємна
системна робота щодо створення та конституювання Автокефальної Помісної
Православної Церкви в Україні з центром у місті Києві на підставі Томосу про
автокефалію, наданого Вселенським патріархатом, та її визнання іншими
Автокефальними Православними Церквами».
На словах звучит красиво. На
деле же нет
ни «взаимной», ни «системной» работы, ни, естественно, ее результатов.
Ключевое
положение документа, предполагающее, что все будет совершаться «на основе Томоса»,
не просто не выполняется, а игнорируется. Киев все время выходит за рамки, определенные
Вселенским патриархом и Синодом Вселенского патриархата, причем, делает это
практически во всем.
Нет
и «признания другими Церквями», которое обещали Киеву обеспечить греки. И не
просто нет, а нет, как нет. Совсем. Вместо этого есть звучащие все громче, все
увереннее и настойчивее голоса целого ряда православных церквей, прямо
осуждающие решение Фанара по украинской автокефалии, призывающие обсудить его
на Всеправославном собрании, чтобы вернуть ситуацию в каноническое русло.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.