ПЦУ – за П.Порошенко, Филарет и его КП – за Ю.Тимошенко. А УПЦ за кого? А УПЦ – вне политики.
Планируя грубейшее вмешательство в дела
Церкви, украинская власть, видимо, надеялась на то, что заниматься
антицерковными гонениями долго не придется. Раз – два, и дело будет шито-крыто.
Получилось по-другому. То местные раскольники никак не могли договориться друг
с другом. То Фанар тянул время, выгадывая для себя все новые и новые
преференции. То за океаном наступал отпускной период. В общем, план провалился,
гонения пришлось продолжать, усиливать, подключая к соучастию региональные власти,
органы местного самоуправления и СБУ. Продолжилась и набрала оборотов и
развернутая официальной пропагандой кампания дискредитации Украинской
православной церкви, ее иерархов, клира, верующих.
Тут
президентская избирательная кампания подоспела. У главного гонителя, понятное
дело, заволновались. Помня народную мудрость: как аукнется, так и откликнется, его
штабистам могло показаться естественным и логичным, что подвергаемая гонениям и
притеснением Церковь отплатит власти и ему лично той же монетой. Взявшись настраивать
верующих на то, чтобы отказать в поддержке ему как кандидату. Электоральный
ресурс в руках у УПЦ, надо сказать, немалый. Миллионов восемь-десять
избирателей к мнению святых отцов вполне могли бы прислушаться. А то и больше.
К вящей радости П.Порошенко и его
избирательного штаба ничего подобного не произошло. Церковь не втянулась в
политические игры. Ни одного слова, ни единого жеста в поддержку какого-то из
кандидатов от ее имени не прозвучало.
Так же как и осуждения кого-то из них. Не прозвучало, и не прозвучит. У нас в
стране церковь отделена от государства, и УПЦ не намерена нарушать эту
конституционную норму даже в ответ на злодеяния власти по отношению к ней. Это
– принципиальная позиция Украинской православной церкви и Блаженнейшего
митрополита Киевского Онуфрия.
На другом фланге церковного «фронта»
ситуация иная. Там все, как в свое время пионеры в СССР, всегда готовы. Служить
власти. Впрочем, в наших непростых электоральных раскладах и расклады в рядах
тех, кто «за власть», тоже непросты. Новая структура – ПЦУ во главе с Епифанием
– готова поддержать кандидата П.Порошенко в любых формах, в каких это сочтут
необходимым его технологи. И уже поддержала в истории с томосом, и в
агитационной кампании за П.Порошенко, ставшей ее – истории – апофеозом. Отдача
от этой кампании, правда, оказалась минимальной, но тут ничего не попишешь: чем
ПЦУ сегодня богата, тем приходится радоваться.
С Киевским патриархатом и его бессменным,
уже дважды лишенным патриаршего титула
(сначала Москвой, теперь Фанаром), «патриархом» Филаретом ситуация выглядит не
так однозначно. Открыто Филарет, ясное дело, в избирательную кампанию не
встревает. Зачем? Ссориться с властью ему не резон. Она же, то есть власть, кто
бы ее ни олицетворял в новом политическом цикле, должна еще ему Лавру отдать. А,
вот, не открыто свое агитационное дело раз за разом делает. В пользу
Ю.Тимошенко. И на съезд к ней пошел, и в проповедях то и дело шпильки в адрес
ее конкурентов, включая самого главного из них, подсовывает.
Последний по времени эпизод такого рода
случился не далее, как 10 февраля. Филарет в этот день служил во Владимирском
соборе. Проповедь была посвящена истории митаря Закхея, его грешной жизни,
встрече с Иисусом Христом и покаянию. Главный посыл, на котором сделал особый
акцент Филарет: «Надо каяться делом, а не словом». Как тут не вспомнить бигборд
одного из кандидатов в президенты: «Реальные дела, а не лживые обещания»? Не
захочешь – вспомнишь. Тем более, что рассуждения о судьбе Закхея Филарет свел,
в конце концов, к выводу, что источником людских грехов является гордыню,
которую следует побеждать смирением. Не намек ли на кое-кого? По-моему, намек,
причем, весьма прозрачный.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.