В официальном названии новой церковной структуры в Украине его авторы скрестили филаретовского «ужа» с варфоломеевским «ежом».
«Киевская митрополия
Украинской православной церкви (Православной церкви Украины») – так отныне
будет звучать название новой церковной структуры под омофором Вселенского
патриарха. Именно в таком виде оно официально зарегистрировано в Министерстве
юстиции Украины.
Не надо быть особо посвященным в перипетии создания
«поместной» церкви в Украине на основании томоса от Вселенского патриарха и
Синода Вселенского патриархата, чтобы уразуметь, что зарегистрированное
название не соответствует тому, что было предписано томосом. Фанар велел
называть ее – «Православная церковь Украины». При этом закрепив за ней статус
митрополии, естественно, Киевской и подчинив ее, естественно, себе.
В тексте томоса, который ни церковная, ни, тем более,
светская власть в Киеве наотрез отказывается официально предъявлять украинцам,
есть специальный пункт, которым предусмотрено, что томос даруется Украине
только при условии исполнения всех положений, в нем записанных. Одно из них –
название структуры – уже нарушено. И это нарушение закреплено документально
Министерством юстиции.
На сохранении в названии словосочетания «Украинская
православная церковь», от которого наотрез отказался Вселенский патриархат, как
известно, настаивал Филарет. Настаивал, и, как видим, настоял. Судя по всему, с
его позицией согласился и Епифаний. Если, конечно, предположить, что его мнением
по этому вопросу успели поинтересоваться.
Филарет, таким образом, продолжает упрямо гнуть свою линию,
не очень-то оглядываясь на Фанар, и не скрывая желания выйти за рамки
церковного проекта, основанного на томосе. Томос Филарету, как не был указом,
так и не стал им. И, по всей видимости, уже не станет. Стремление во что бы ни
стало и вопреки всему остаться патриархом, заставляет почти столетнего старца
идти напролом и играть ва-банк.
Такое развитие событий, само собой разумеется, не останется
ни без внимания Вселенского патриархата, ни без последствий. Ожидать, что Фанар
тут же примется публично реагировать, требуя соблюдения предписаний,
содержащихся в томосе и угрожая его – томоса – отзывом, не приходится. Кир
Варфоломею, и без того поставившего себя выдачей томоса украинским раскольникам
в неприглядное положение, лишние осложнения не нужны. Греки станут терпеть
выходки Филарета и своей Киевской митрополии, пока это будет возможно.
Финансовые и другие ресурсы, которые вот-вот потекут в их закрома от ПЦУ,
послужат для этого весомым аргументом.
А, вот, о дружном признании новой структуры другими
православными церквями, о котором и без того оставалось только мечтать, можно
теперь окончательно забыть. Его не будет. Из уважения к Варфоломею и его
статусу «первого по чести» в православном мире и под давлением США ПЦУ готовы
были, скрепя сердце, признать несколько церквей. Признавать же структуру со
сложным названием – КМ УПЦ (ПЦУ), – которое, к тому же, является совершенно
незаконным как по канонам, так и по томосу, вряд ли захотят.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.