В томосе для ПЦУ есть три положения, которые можно считать прямым ответом Фанара на претензии Филарета.
Бывший глава Киевского
патриархата Филарет, как известно, остается важным фактором влияния на создание
Православной церкви Украины под юрисдикцией Вселенского патриархата. Несмотря
на титанические усилия по его отстранению от процесса, предпринятые оппонентами
в Киеве и на Фанаре, он не только не отходит в сторону, но, наоборот, проявляет
все большую активность по подгонке новой церкви под свои интересы.
Вынужденный под давлением с разных сторон пойти на уступки в
вопросах проведения «объединительного» собора и избрания главы новой церковной
структуры, Филарет выторговал для себя несколько поблажек, способных создать
формализованную платформу для сохранения за ним решающего влияния на
деятельность ПЦУ. Эти поблажки и эта платформа призваны были, в его представлении,
обеспечить ту модель управления ПЦУ, о которой сам он сказал так: «предстоятель
(митрополит Епифаний – П.Р.) будет представлять церковь на внешней арене,
почетный патриарх (то есть сам Филарет – П.Р.) будет руководить ею внутри
страны».
Если не вдаваться в излишние в этом случае подробности и
тонкости, то выгодных для него моментов в проекте создания ПЦУ Филарету удалось
обеспечить три. Первый – избрание своего в доску человека главой новой
структуры. Второй – закрепление за собой места постоянного члена синода ПЦУ.
Третий – сохранение возможности внесения корректив в Устав ПЦУ.
Казалось бы, плацдарм для развертывания дальнейшего
наступления с целью закрепления за собой, неформального, но прочного
главенствующего положения в ПЦУ, захвачен. Есть основания, не теряя времени и
не упуская из своих рук инициативу, двигаться вперед. Но – не тут-то было!
Ушлые греки-фанариоты так выписали в томосе все правила и процедуры, что
практически лишили Филарета и перспектив, и возможности для маневра.
Первый из «приветов»
Филарету, содержащийся в тексте томоса, это – лишение его права не только на
место одного из постоянных членов синода, но и на участие в этом органе вообще.
Институт постоянного членства в синоде ПЦУ не предусмотрен. «Святейший Синод ежегодно
созывается из Архиереев, приглашенных поочередно по их старшинству», – гласит запись
в томосе. Как видим, никакого «постоянства», никаких исключений.
Второй
«привет» полетел в развитие первого – тоже по вопросу членства в синоде. Членами
этого органа ПЦУ, согласно томоса, могут быть только архиереи «из числа тех,
что имеют епархии в географических границах Украины». У Филарета епархии нет.
Пока нет. Могла бы, конечно, появиться. Для этого, однако, надо, чтобы его
кандидатуру на правящего архиерея утвердил Вселенский патриарх. Утвердит ли?
Большой вопрос.
Ну,
и, наконец, «привет» третий, пожалуй, наиболее убийственный для Филарета. В
томосе зафиксировано четкое и однозначное требование: Устав ПЦУ должен во всем
соответствовать положениям томоса. Фанар сыграл на опережение: зная, что
Филарет жаждет внести изменения в уже принятый Устав, написанный греками,
Вселенский патриарх запретил это делать.
Отклоняться от томоса нельзя ни на шаг: автокефалия для ПЦУ
провозглашена «только на всех условиях», в нем содержащихся.
Ждем, чем ответит грекам на их «приветы» обиженный Филарет.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.