Вопрос, кто будет править бал в ПЦУ, остается открытым: вариантов много, единоначалием даже не пахнет.
Провозглашенная на то
ли объединительным, то ли учредительным, то ли еще каким-то собором каких-то
представителей 15 декабря в Киеве ПЦУ – Православная церковь Украины – под
юрисдикцией Вселенского патриарха остается структурой, которую пока вряд ли
можно назвать жизнеспособной. Официальное объяснение такого положения вещей,
согласно которому дело в том, что все ждут томос, и что, как только его выдадут,
все пойдет быстро и слаженно, – сомнений не снимает. Томос – томосом, а
нерешенных вопросов в ПЦУ уже столько, что мало не покажется. Еще не
развернулась борьба за места в синоде. Еще не пошел делёж постов в епархиях и
парафиях. Еще не запущен в ход механизм финансовых расчетов с Фанаром. Наконец,
еще не наступил момент дать чёткий и однозначный ответ на вопрос о том, кто же
все-таки будет руководить новой церковной организацией? К нему-то, собственно,
и приковано основное внимание всех заинтересованных сторон.
Но
– обо всем по порядку. Объясню сначала, почему позволяю себе высказывать
крамольные мысли и о характере мероприятия, о котором идет речь, и о составе участников.
Собор прослыл «объединительным». Таковым
он не был, потому что не мог объединить, и не объединил даже юридические лица, выступавшие его
организаторами, – Киевский патриархат и УАПЦ. Оба они были ликвидированы
решением Синода Вселенского патриархата от 11 октября, так что объединяться не
могли как несуществующие. Учреждать что-либо - тем более. Все участники собора шли туда как архиереи Киевского
патриархата, УАПЦ, УПЦ. Филарет позже заявил, что они, включая его самого, в
тот момент были «архиереями Вселенского патриархата». От себя добавлю – не
назначенными архиереями. Кого куда определят на Фанаре, покажет время. Никакой
тут ясности нет, хотя понятно, что должностей правящих епископов на всех
желающих и жаждущих заведомо не хватит. Сегодня бывшие епископы КП и УАПЦ
пребывают в подвешенном состоянии: оттуда, где они состояли до 15 декабря, они
ушли, туда же, куда намеревались попасть, не пришли.
Предстоятелем новой церкви был, как известно, избран
Епифаний. Титул, присвоенный ему после избрания, звучит так: «митрополит
Киевский и всея Украины». При этом о том, что кир-Варфоломей отменил решение о
назначении в Украину двух своих экзархов, мне слышать не доводилось. Думаю, что
его – решения – не было, так что экзархи у нас остаются, и будут продолжать
свою деятельность. Если ПЦУ – составная часть Вселенского патриархата, а в
Киеве восстановлена его ставропигия, то, значит, экзархи оказываются выше
митрополита Киевского, превращаясь в его начальников, но оставаясь, в то же
время, подчиненными кир-Варфоломея.
Это еще не все. Кроме митрополита Киевского, в Киеве, пусть
только в той его части, которая приняла над собой юрисдикцию Фанара, остается
еще и «патриарх» Филарет. Он после 15 декабря успел раз десять, а то и больше,
повторить по поводу и без повода, что он был, есть и будет «патриархом», Беру
этот титул в кавычки, поскольку, кроме самого Филарета и его людей из КП, этот
статус за ним не признает никто в мире. Включая, кстати, кир-Варфоломея,
трактующего его как «бывшего митрополита Киевского». Филарет недвусмысленно дал
понять, что он и Епифаний будут управлять ПЦУ «совместно». С формальной точки
зрения, это должно было бы значить, что они будут равны в своем статусе и
полномочиях. Неформально же всем понятно, что управлять собирается Филарет,
прикрываясь Епифанием.
Сложно, не правда ли? По-моему, да – сложно, чересчур. И, к
тому же, запутанно. И вряд ли жизнеспособно. Настолько, что конфликт интересов
и полномочий обеспечен. Но и это же не все! Кроме собственно церковных перипетий
и сложностей, заложенных внутри новой структуры, существуют сложности,
произрастающие из системного вмешательства государства в дела церкви. Они были
вчера, они есть сегодня, они, судя по всему, никуда не денутся завтра. А это
означает, что оказывать влияние на то, что происходит в самой ПЦУ, в ее частях
и вокруг нее, раз за разом поддаваясь соблазну поруководить её деятельностью,
будет П.Порошенко. Господи, помилуй!
Что получаем в остатке? Получаем квадратуру круга. Церковную
квадратуру: Епифаний, Филарет, экзархи, кир-Варфоломей, – заключенную в
замкнутый Банковой государственный круг. Лебедь, рак и щука, взявшиеся тянуть с
поклажей воз, отдыхают! Стамбульско-киевской версии басенного сюжета, чтобы не
увязнуть в борьбе за монополию на власть, не начать рвать на куски друг друга и
доказать свою, пусть относительную, эффективность не останется ничего иного,
как ринуться с ножами и указами на «возы», которые тянет кто-то другой. Что,
видимо, и входит в их ближайшие планы.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.