Уж срок приблизился, а томоса все нет

23 серпня 2018, 09:06
Власник сторінки
0

Томос с Фанара нам обещали сначала в мае, ну, в крайнем случае, в июле. Потом – в сентябре. Теперь, не дождавшись сентября, заговорили об октябре.

         Вопиющая безответственность властей предержащих, нежелание их представителей самого разного уровня, начиная с верхних «этажей» властной иерархии, отвечать за свои заявления и деяния давно уже никого из нас не удивляет. Она, увы, превратилась в норму жизни, с которой приходится мириться. Тем не менее, время от времени эта особенность власти находит проявления, которые просто невозможно оставить без внимания. Одно из них – история с получением томоса о провозглашении автокефальной церкви в Украине от Вселенского патриархата.

         Позволю себе оставить в стороне вопрос о том, насколько вообще в сегодняшней Украине актуальна тема объединения православных церквей и организаций в том виде, в каком она была подана с Банковой. Поговорим о том, как она – тема – преподносилась общественному мнению. Делалось это в худших традициях дешевой, нечистоплотной пропаганды. С места в карьер в информационное пространство был запущен тезис, что вопрос о провозглашении Единой поместной православной церкви в Украине практически уже решен, остается дождаться, когда Вселенский патриарх Варфоломей объявит об этом во всеуслышание. Сделает же он это, вот, буквально, если не прямо сегодня, то непременно завтра. «Завтра», по словам поборников автокефалии от Варфоломея, должно было наступить в мае. Не наступило. Однако оптимизма профессиональным оптимистам от власти это обстоятельство не убавило, а, наоборот, прибавило. Ситуация многократно усугублялась оттого, что обещания такого рода давались на самом высоком для нас уровне: их направо и налево раздавал президент П.Порошенко.

         Автокефальная «каша», как все помнят, заварилась в середине апреля. Заветный месяц май наступил очень скоро и не менее скоро уступил место июню. Никто из чиновных краснобаев даже не подумал о том, чтобы взять на себя хотя бы часть ответственности за невыполненное обещание. Вместо этого последовало новое: томос уже готов, написан и будет дарован в июле, ко Дню крещения Руси. Крещение отпраздновали, делегация Вселенского патриархата посетила в связи с этим Киев, где была принята президентом. Томоса у нее с собой почему-то не оказалось, и украинской публике без разъяснений и комментариев была предложена новая дата. Сначала речь шла о 1-3 сентября, позже назвали 10-е число того же месяца. Теперь, вот, новые сроки, новые даты. Ряду наших СМИ, активно агитирующих за автокефалию, стало известно, что Вселенский патриархат перенес заседание своего Синода, на котором, вроде, мог бы решиться вопрос о томосе, с сентября на октябрь, ориентировочно – на 9-11 числа. От власти комментариев не последовало.

Ожидание томоса превращается у нас в новую национальную забаву, очень напоминающую ожидание безвизового режима с Евросоюзом. Завтра, завтра, завтра. Вот, уже совсем точно, что завтра. И так – месяц за месяцем, год за годом. «Безвиз» мы, правда, все-таки дождались. Впрочем, назвали этим словом не совсем то, что соответствует его буквальному значению. «Безвизом» у нас принято называть либерализацию визового режима, то есть, не совсем «без виз», а только облегченный порядок пересечения границ.

С томосом, кстати, происходит то же самое: реальное содержание термина вариативно. Мы под ним подразумеваем автокефалию – поместную церковь. Может же получиться, что, если томос все-таки будет дан, то не на собственную церковь, а на метрополию. Только уже в составе не РПЦ, а Вселенского патриархата. Этот мотив, зазвучав впервые, как бы случайно, постепенно превратился в один из важных. Неслучайно о нем раз за разом вспоминают деятели Киевского патриархата, включая его главу.

Почему на Фанаре тянут время? Почему не принимают решение? Чего ждут? Ждут многого. Например, того момента, когда идея автокефалии для Украины в ее нынешнем виде получит одобрение поместных православных церквей, большинство из которых ее не восприняли. Ждут, когда будет достигнут взаимоприемлемый компромисс по данному вопросу с РПЦ. Ждут, что Банковая выполнит, наконец, свое обещание отстранить от процесса Филарета, прошение которого о снятии с него анафемы на имя Вселенского патриарха, лежит без движения. Ждут того, что Киев согласится принять томос не об автокефалии, а об экзархате, то есть митрополии. Такой разворот темы настойчиво предлагают с Фанара в качестве «промежуточного решения» на пути к автокефалии, и в нем, надо признать, присутствует своя логика: было время, когда глава Киевской кафедры носил титул «митрополит Киевский, экзарх Вселенского патриархата».

Ждут, наконец, самого главного: достижения реального единства украинского православия. До которого пока, увы, очень-очень далеко.  

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.