Рассуждая о перспективах автокефалии, её поборники больше говорят о будущих имущественных приобретениях, чем о единстве православия.
Тема автокефалии для
украинского православия из рук Вселенского патриарха, невесть откуда, зачем и
почему вдруг всколыхнувшая нашу хмурую светскую повседневность, освещается её –
автокефалии – поборниками как-то уж чересчур поверхностно и односторонне.
Дескать, нужна автокефалия, и точка! Без нее, мол, не сварить нам нашей
независимой каши. Это, мол, вопрос национальной значимости и государственной
безопасности. За такого рода громогласными заявлениями, правда, на второй и
даже на третий план отходят вопросы, действительно, важные и значимые. Никто,
например, не вспоминает о том, что, если бы томос невзначай был сегодня или
завтра отправлен с Фанара в Киев, то посланцам Кир-Варфоломея некому было бы
его вручить, разве что лично П.Порошенко. Единой-то православной церкви, для
которой этот документ предназначен, как не было, так и нет. Филарет с Макарием,
хоть и целуются напоказ в присутствии президента, но объявлять об объединении
своих организаций не спешат и в колонне Крестного хода занимают места подальше
друг ото друга. Переговоры же об объединении между КП и УАПЦ, как сошли на нет
поздней осенью 2017-го, так и не возобновляются.
Никто из апологетов Единой
украинской православной поместной церкви не акцентирует и вопрос о том, как
быть в случае с провозглашением новой церкви с церковью «старой», то есть с Украинской
православной, возглавляемой ныне Блаженнейшим митрополитом Онуфрием. По замыслу
организаторов возни с томосом она должна войти в общий пул автокефалистов. Но
ведь такое развитие событий невозможно по определению! Заверения же в том, что
права тех, кто не захочет вливаться в ЕУППЦ, не будут никоим образом ущемлены,
доверия по понятным причинам не вызывают.
Фигуры умолчания в освещении темы
автокефалии происходят от того, что истинные мотивы и движущие силы киевских
автокефалистов разительно отличаются от того, что произносится ими вслух и
тиражируется в СМИ. В этом контексте показательные рассуждения главы Киевского
патриархата. В них много всего, но более всего лукавства, призванного обосновать
идею «украинской недвижимости», «украинского имущества», на которое, понятное
дело, имеет самые большие права именно он – Филарет (кстати говоря, глава УАПЦ
Макарий по этой теме вообще не высказывается). Дескать, дайте мне томос, и имущество
сразу же приложится к нему в придачу. Не менее важным в предлагаемой новой
«концепции» имущественного права является тезис о «московском церковном
имуществе», которого в Украине, якобы, нет. Ложный тезис. Если вспомнить Киево-Печерскую
Лавру, то он не срабатывает. Общеизвестно, что на строительство, реконструкцию,
украшение многих объектов в Лавре в разные периоды, но с завидной регулярностью
огромные суммы жертвовали российские цари из династии Романовых и другие
россияне.
Филарета факты и реалии не волнуют
и не останавливают. В стремлении что-нибудь ещё возглавить и что-то ещё у
кого-то отобрать и присвоить он не хочет видеть и слышать ничего вокруг. Хотя
голоса, предостерегающие от резких движений с непредсказуемыми последствиями,
звучат все громче и настойчивее. Депутат ВР В.Новинский, например, уже бьёт в
набат в самом прямом смысле слова. С одной стороны, он предупреждает
Вселенского патриарха о том, что любой его декрет по украинскому вопросу, пусть
даже самый обтекаемый и неконкретный, будет использован как индульгенция для
расправы над УПЦ и захвата её храмов. С другой, говорит, что Церковь и верующие
будут защищаться, и что он сам в таком случае встанет на защиту Лавры. Умеющий
слышать да услышит!
Увы, слушать и слышать оппонентов у
нас в последнее время стало, мягко говоря, немодно. В церковном вопросе
последствия такой позиции могут оказаться ещё более разрушительным, чем в любом
другом. Первое и самое главное из них это – выход внутреннего противостояния на
качественно новый уровень, превращение политического конфликта в религиозную
войну, отягощенную имущественным подтекстом. Второе - риск распространения
силового противостояния на всю территорию страны или на её значительную часть,
сопровождаемого вовлечением в него огромного количества людей.
Одна из фундаментальных ценностей
того европейского мира, к которому мы с некоторых пор себя без лишней
скромности причисляем, это – неприкосновенность частной собственности. Modus vivendi цивилизованной Европы подразумевает безусловное право
физических и юридических лиц на владение тем, что им принадлежит, вне
зависимости от политической или какой-либо иной конъюнктуры. Захват чужого
имущества – это рейдерство. Демократия и рейдерство несовместимы ничуть не в
меньшей мере, чем гений и злодейство. Никакой декрет не может служить основанием
для захвата того, что принадлежит другому. А у нас может! И это предлагается
почитать не только законным и правильным, но ещё и высокоморальным и – Господи,
прости и помилуй! – богоугодным делом. Достаточно назвать чужое «украинским», и
можно забирать его себе, не стесняясь.
Поневоле складывается впечатление,
что высший эшелон поборников поместной украинской церкви единство православия,
за которое они, якобы, ратуют, волнует, главным образом, в связи с возможностью
нарастить имущественные «мускулы» своих структур, не забыв, естественно, о себе
любимых. И что удивительно, с каждым новым словом деятелей КП это впечатление
только крепнет и усиливается. Видимо, сообразив, что с разговорами о переходе
храмов и имущества УПЦ в их руки перегнули палку, попросту говоря,
проболтались, люди Филарета и он сам взялись оправдываться да по привычке
валить всё на «московскую пропаганду» и «кремлевскую дезинформацию». А
получилось ещё более откровенное признание в алчности и жажде наживы. Только
теперь ещё и с подробным описанием того, каким образом, по каким схемам, под
каким соусом рейдерские захваты планируется осуществлять.
Кому-то может показаться странным, но то,
что говорит по этому поводу Филарет, полностью совпадает с тем, что записано в
проекте одного из так называемых «церковных» законов авторства В.Еленского,
ждущих своего часа в Верховной Раде. Мне не кажется. Стремление известных сил
законодательно закрепить беззаконие в церковной сфере, заведомо направленное
против УПЦ, превратилось у нас, к величайшему сожалению, в одну из доминант
жизни
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.