Накануне президентских и парламентских выборов 2019-го года, незадолго до старта избирательной кампании деньги нужны особенно остро. Откуда их взять? Налоговую систему трогать нельзя, не позволит МВФ с его реформами. Остаётся таможня — житница украинского бюджета, если верить главе МВД Арсену Авакову.
По его словам, в 2018-м году таможенные поступления составят 34,5% от всего бюджета. В цифрах это 343 миллиарда гривен ($13,2 миллиарда). В тот же день, когда министр МВД публикует эту статистику в своей хронике Facebook, проходит пресс-конференция, посвящённая таможне. Подкомитет по вопросам таможенного дела Верховной Рады в лице его председателя, Татьяны Остриковой, «решительно поддерживает» наступление на контрабанду. По данным подкомитета, объём контрабанды составляет по минимальным оценкам 150 миллиарда гривен ($5,8 миллиарда). Это крупная сумма, которую можно сопоставить с траншем МВФ.
Когда на таможне у вас забирают около 30% стоимости товара, то контрабанда возникает естественным образом. Это слишком дорого, чтобы быть законным. На этой несправедливости возникает коррупционный бизнес на таможне. Около 2-3 миллиардов долларов — это «доходы» руководства Гостаможенной службы за то, что таможенники закрывают глаза на нелегальное перемещение грузов и товаров. За этот жирный, сочный кусок в верхах всегда идёт борьба.
В кабинете Игоря Калетника, председателя Гостаможенной службы при президенте Януковиче, были установлены экраны с видеотрансляцией таможенных пунктов. С его помощью он следил, чтобы деньги стекались в конечном счёте к нему. Калетник стал сказочно богатым человеком, как и все его ближайшие родственники. И где он сейчас? Со всеми этими миллиардами он ушёл в туман вслед за Януковичем. Но на его место пришли другие люди, и поверьте мне, этот пульт управления за взятками остался в кабинете. Таможенные пункты как платили мзду центральной власти за сам факт своего существования, так и платят.
За несколько дней до публикации в хронике Авакова контроль над контрабандой официально перешёл в руки Нацполиции Украины. Так называемая «чёрная сотня», которая «пасла» таможню с 2016-го года и состояла из представителей Национальной фискальной службы, Госпогранслужбы и Нацполиции, распускается. Кабмин принял решение о передаче всех полномочий одному органу, Нацполиции. Зачем? Якобы, чтобы увеличить таможенные поступления в бюджет… К чему это приведёт на практике? К коррупции на таможне и притоку колоссальных капиталов в МВД.
В унисон этим событиям следует заявление премьер-министра Владимира Гройсмана о том, что парламент рассмотрит решение о криминализации контрабанды. На следующей неделе Верховная Рада собирается ужесточить меры по пресечению контрабанды.
Судя по всему, было заключено соглашение, согласно которому большой таможенный куш перешёл в руки Арсена Авакова. За что? Возможно, за поддержку Петра Порошенко и БПП на выборах, в том числе, и финансовую.
== КОНТРАБАНДА И ЛИБЕРТАРИАНСТВО ==
Контрабанда существовала всегда. Это явление не зависит ни от менталитета, ни от исторической эпохи, ни от специфики провозимых товаров. Контрабанда возникает там, где налоги выше оптимального уровня. Правительства стран и портовых городов боролись с незаконным перевозом товаров самыми жестокими методами. С контрабандистов заживо сдирали кожу, прибивали гвоздями к стенам, чтобы другим не повадно было, их корабли топили, их вешали, расстреливали. Но ничто не могло истребить контрабанду. Находились другие авантюристы, готовые рискнуть, чтобы заработать деньги. Контрабанда исчезала лишь на тех территориях, где таможенные пошлины радикально сокращались или отменялись вовсе. Там появлялись экономические оазисы.
Примеры тому — Англия 19-го века, отменившая таможенные пошлины, а в Украине экономическим чудом стала Одесса. В 1817-м году император Великой Российской империи объявил своим указом эту маленькую рыбацкую деревушку порто-франко, портом свободным от пошлин. Так появилась та Одесса, которую мы знаем сегодня. За 50 лет она стала 4-м по величине городом империи, встав в один ряд с Санкт-Петербургом, Москвой и Варшавой.
Вернёмся к Украине 21-го века.
То ужесточение мер по борьбе с контрабандой, которые мы будем наблюдать в ближайшие недели, как «Сухой закон» в Америке. Это породит ещё больше нарушений, ещё больше взяток, усиление мафии и ещё больше проблем. Борьба идёт не с контрабандой. Борьба идёт за куш в 5,8 миллиардов долларов США.
При системе «5.10» контрабанды не будет, потому что людям будет выгодно и удобно ввозить и вывозить товары законно.