Из моего «Д»-класса 12-го квартала Днепропетровска «выбился» в люди один я. Остальные девочки и мальчики, какими бы блестящими знаниями или талантами они бы не обладали, остались в том же круге экономического ада, что и наши родители. Этот круг ада называется «от получки до получки». Да и я вряд ли бы преуспел, если бы в 1988-м году в СССР не было вдруг разрешено заниматься предпринимательством. До того я жил в пятиэтажке, работал экономистом на шинном заводе и получал, как и все, 100-200 рублей в месяц. Оканчивая школу, я и не мечтал о том, чтобы стать большим начальником, возглавить департамент и, тем более, не мечтал уехать заграницу. Я не мечтал о том, чтобы стать богатым, известным человеком, это казалось настолько невозможным, что глупо было даже подумать об этом.
Социальные лифты у моего поколения появились вместе с новыми экономическими свободами. Закон «О кооперации в СССР» разрешил гражданам заниматься любой коммерческой деятельностью, незапрещённой законом. Всё, что было уголовно наказуемым (частные услуги за денежное вознаграждение, неофициальный приработок, негосударственные предприятия), стало легальным, и миллионы таких же, как и я, предпринимателей по всему СССР рванули вверх по финансовой лестнице.
К сожалению, наша свобода продлилась недолго, потом бизнесу снова «прикрутили гайки», но и этого периода хватило, чтобы обыкновенные мальчики и девочки без связей и стартового капитала стали Кем-то. Это был короткий глоток свободы. В конце мая наши украинские школы и вузы выпустят в мир очередную порцию свежих мозгов и рабочей силы. Что ждёт их?
Самая большая мечта большинства выпускников — уехать учиться и устроиться на работу в Европе, Канаде или США. Для многих, кто может себе позволить переехать, этот звонок станет действительно последним. О том, что «в Украине нечего делать», знают все. Родители, желающие своим детям лучшей судьбы, из кожи вон лезут, чтобы отправить их подальше от любимой родины, где их знания и таланты ничего не стоят, и где они лишены возможностей зарабатывать. Дети хотят учиться в Англии, Франции, Германии, в крайнем случае, в Польше, но только не в Украине, не в этом «отстое для лохов».
Это тревожный звоночек для страны, когда её молодое поколение, стоящее на школьной линейке, наряженное в вышиванки, цитирующее Шевченко, планирует дать отсюда дёру при первой удачной возможности, а потом всю жизнь с огромной любовью и трепетом сохранять «рушник» «на покуті» в своей канадской/французской/польской квартире.
Означает ли, что украинская молодёжь недостаточно патриотична? Нет. Это означает, что наши дети хотят зарабатывать деньги и обеспечивать себе сытую жизнь, так же, как когда-то хотели мы. Только у моего поколения такой шанс, пускай, и небольшой, но всё-таки был…
А что станется с большинством выпускников украинских школ, которые не могут позволить себе обучение за границей? Они поступят в украинские образовательные учреждения, и среди них также произойдёт «естественный отбор». Дети со связями будут пристроены на государственную службу. Там не нужны креативность, нестандартный подход, опыт, там главное — это кровное родство и рекомендация. Остальные выпускники устроятся, как повезёт. Единицы попытают счастья в бизнесе, но быстро разочаруются, как только поймут, что каждому их шагу, каждой инициативе государство ставит «подножку». Кто вырвется из круга крысиных бегов?
Массово молодые люди «пробиваются наверх» только в периоды глобальных экономических перемен. Только тогда начинают работать социальные лифты в наших постсоветских государствах. Получит ли новое поколение быстрые и лёгкие способы обогащение, или попадёт в тот же «круг крысиных бегов», что и их родители, полностью зависит от экономической политики государства. Чем быстрее перемещаются деньги и товары в Украине, чем свободнее дышит бизнес, тем легче будет нашим детям зарабатывать. Это очень простая аксиома, которая способна взорвать общество, когда её усвоят, по крайней мере, 10% населения.
Дети, знающие, что им не нужно искать счастья за рубежом, что они могут обеспечить себя и реализовать свои лучшие возможности дома, — это другие дети. Они не «пристраиваются», исходя из того, что в принципе возможно, а сами творят свою реальность. Они знают свои права. И они свободны экспериментировать со своим профессиональным выбором, местом обитания, стилем жизни без страха потерять всё. Это другие дети.
Balashov.com.ua