Абсурдность зазвучавших в последнее время с разных сторон обвинений в адрес УПЦ очевидна, но она никого не удивляет и не останавливает.
П.Порошенко
встретился с митрополитом Украинской православной церкви Онуфрием. Президент поблагодарил
украинские церкви за поддержку процесса освобождения украинских пленных и
поддержку их семей, за «ту нашу совместную работу, которую мы делаем, чтобы
освободить украинцев из плена», особо
отметив и приветствовав «помощь Церкви в освобождении политических заключенных,
находящихся на территории России». Ни одна из религиозных организаций,
действующих в стране, не была названа, но все указывает на то, что глава
государства выразил благодарность сразу нескольким из них, говоря же о помощи,
имел в виду УПЦ и только ее.
И сама по себе положительная оценка усилий Церкви, и факт встречи
президента с ее главой контрастировали с теми агрессивными выпадами в адрес
УПЦ, грубыми нападками на нее, которые имели место в первые дни и недели года.
Активность в этом проявили радикальные силы и элементы, на которые в другой
ситуации можно было бы и не обратить особого внимания. Проблема, однако, в том,
что под лишенные, на первый взгляд, системности внешние проявления
антицерковной истерии кому-то захотелось подвести теоретическую базу с далеко
идущими последствиями. «Если большинство стран имеют дело с исламскими
фанатиками-террористами, то Украина столкнулась с неожиданной разновидностью
этой дряни – православными фанатиками», – пишет сторонник разгрома УПЦ,
стремясь взвинтить ставки в нападках на нее. Чушь несусветная, но для
реализации определенного рода интересов определенных сил могла бы оказаться
чрезвычайно полезной.
В такой интерпретации дело приобретает совершенно иной оборот.
Становится окончательно понятно, что очень серьезные и влиятельные силы внутри
страны при поддержке извне завершают подготовку к решительной атаке на
Украинскую православную церковь с целью лишения ее позиций, занимаемых ею в
религиозной жизни и в общественном сознании сегодня. Или, может быть, даже не
завершают, а уже завершили.
Корни новой публичной атаки на УПЦ стоило бы, возможно, поискать в
стремлении довести, наконец, до логического завершения проект создания в Украине
собственной поместной церкви, стоящей на тех же позициях, что и государственная
власть с ярко выраженным антироссийским, русофобским акцентом. С другой
стороны, такая атака могла бы быть востребована как альтернатива военному
наступлению в Донбассе. Или как один из элементов разгрома «пятой колонны».
Если тысячу раз повторить бред о «православных фанатиках-террористах», можно
было бы новую «антитеррористическую операцию» объявлять вместо той, что была в
Донбассе, и «международную коалицию» под нее сколачивать, пускай только на
словах, а не на деле. И, само собой, на Россию новый ушат грязи вылить.
В то же время всплеск антицерковной активности может и не быть
связан со столь масштабными идеями и замыслами. Его предназначение, возможно,
носит более утилитарный характер, продиктовано соображениями предвыборного
характера. Могут оказаться правы наблюдатели, полагающие, что в данном случае
речь идет о борьбе за электорат на предстоящих в 2019 г. выборах президента и
парламента, об обострении конкуренции за него. К трем основным с точки зрения
мобилизационного потенциала дискурсам принято относить социальный, национальный, религиозный. Самый
мощный из них – социальный, но его возможности в наших условиях сведены к минимуму.
Уже сейчас видно и понятно, что и сам П.Порошенко, и его будущие главные
конкуренты думают фокусировать внимание на активном использовании дискурса
национального, в том числе – в его радикальном варианте. Расчет делается на
активное, агрессивное меньшинство, способное навязать свою волю большинству.
Такое в сложившейся ситуации вполне возможно, однако, подобный подход несет в
себе не только преимущества, но и немалые риски. Ставки на радикалов может
оказаться недостаточно. Она способна принести успех, если мобилизацию
национально сознательного и сверхсознательного электората удастся дополнить
полной или частичной нейтрализацией электората религиозного. Или хотя бы
разделением его на части, фрагментацией, исключающей консолидированное
голосование граждан, которые будут определяться с выбором своего кандидата,
опираясь на понимание ситуации и перспектив ее развития, предлагаемое
Церковью.
В любом случае, если
встречу президента с главой УПЦ трактовать как проявление готовности к
компромиссу и сотрудничеству с обеих сторон, то ее следует, безусловно,
приветствовать. Дистанцирование главы государства от нападок на Церковь может
стать важным сдерживающим фактором, позволив остановить дальнейшую эскалацию
напряженности в религиозной сфере и нагнетание истерии вокруг Украинской
православной церкви.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.