Турецкий гамбит.

29 жовтня 2017, 16:39
Власник сторінки
0

Освобождение Умерова и Чийгоза. Послесловие.

25 октября в информационном пространстве Украины взорвалась мощная бомба. Стало известно,  что освобождены заместители председателя Меджлиса крымско-татарского народа Ильми Умеров и Ахтем Чийгоз.

Напомним, что 11 сентября этого года крымский суд приговорил А.Чийгоза к 8 годам колонии строгого режима. А 27 сентября Симферопольский районный суд вынес приговор по делу И.Умерова и назначил ему наказание в виде двух лет колонии-поселения. Чийгоз  был задержан 29 января 2015 года по обвинению в организации массовых беспорядков во время митинга 26 февраля 2014 года под стенами Верховного Совета Крыма. Умерова задержали 12 мая 2016 года. Его обвинили в публичных призывах и действиях, направленных на изменение территориальной целостности РФ.

                                   Не обмен, а что?

Вечером 26 октября с освобожденными в Анкаре встретился Президент Турции Реджеп Эрдоган. Встреча состоялась в официальной резиденции Президента Турции Ak Saray (Белый дворец)».

Как учили нас древние, чтобы явление правильно понять, его надо верно назвать. Что же это было? Обмен? Нет. Об этом нам сообщила заместитель министра информационной политики Украины Эмине Джеппар. В интервью российской «Новой газете» она заявила следующее « Мы точно знаем, что это не обмен. То есть, по обратному маршруту, в Россию, никто не поедет. Мы также точно знаем, что вопрос об освобождении крымских политзаключенных поднимался Петром Порошенко в ходе переговоров с президентом Турции Реджепом Эрдоганом. И Эрдоган, который за прошедший месяц провел переговоры, как с Порошенко, так и с Путиным, видимо, сумел договориться с президентом России. На каких условиях — этого не знают даже у нас в министерстве».  Министр иностранных дел Украины Павел Климкин тоже осилил нагнать туману, но вольно или невольно дал понять, что конкретикой по освобождению Чийгоза и Умерова не владеет. «Я не буду говорить о деталях, потому что эти детали понадобятся для освобождения других политзаключенных и заложников. Мы использовали все возможные рычаги. Это был очень эффективный диалог». Сам-то понял, что сказал?

Обменом это не могло быть по умолчанию, так как пункт шесть Минских соглашений предполагает обмен по формуле «всех на всех» и касается только ситуации на Донбассе. Но если не обмен – то как оценивать передачу властями РФ Чийгоза и Умерова на территорию Турции?

                                    Интересный треугольник.

 Ключевая роль Турции и ее лидера в освобождении Умерова и Чийгоза не отрицается по умолчанию? Но зачем это Реджепу Тайипу Эрдогану? Во-первых, Эрдоган демонстрирует, что способен работать эффективным посредником между Россией и странами Запада. Тема политзаключенных достаточно остро воспринимается и в США, и в Европе, поэтому любые результативные шаги в этом направлении просто обязаны найти положительных отклик у общественности. А мнение общественности придется учитывать в дальнейших переговорах с Турцией, отношения которой с США и ЕС переживают в последнее время не самый лучший период. Во-вторых,  это показывает, что «Турция своих не бросает», ведь тесные связи крымско-татарского Меджлиса с Турцией – это уже давно секрет Полишинеля.

Зачем властям России передавать активистов Меджлиса Анкаре, тоже понятно. Россия продемонстрировала, что может решать вопросы освобождения и обмена и вне рамок Минских соглашений. Это тоже своеобразный сигнал Западу – «мы договороспособны». Главное - не останавливать диалог.

А вот роль и место в этой истории Украины мне не до конца понятна. Итак, судьбу наших граждан фактически решили за спиной Украины лидеры двух соседних государств. Почему?  Ну, во-первых потому, что для любой работы такого рода нужно разработать процедуру обмена.  Например, в случае с освобождением и возвращением Надежды Савченко юридическую процедуру  разработал оппозиционный политик Виктор Медведчук, благодаря которому Герой Украины уже более года находится на Родине.  Во-вторых, необходимо доверие – либо друг к другу, либо к посреднику, выступающему гарантом обмена. Например, последний успешный обмен в рамках Минского процесса, когда удалось вернуть Владимира Жемчугова и Юрия Супруна, произошел в сентябре 2016 года. И случай Жемчугова и Супруна, и возвращение более 400 пленных согласно Минским соглашениям показали, что фигурой, чьему слову доверяют все участники переговоров – Киев, Москва, Донецк и Луганск – является Виктор Медведчук. А подписав указ о помиловании Чийгоза и Умерова, Владимир Путин продемонстрировал, что готов иметь дело либо с равными себе (например, с президентом Турции), либо с человеком, которому он доверяет. Давайте вспомним, что во время подписания указа о помиловании Надежды Савченко в кабинете Владимира Путина находился именно Виктор Медведчук.

За свою политическую карьеру Виктор Медведчук уже неоднократно доказывал, что может отстаивать интересы страны как на «западном»  (вспомним историю с «Кольчугами»), так и на «восточном» направлении (он освободил и вернул более 400 граждан Украины, в том числе и Надежду Савченко). Вот это уровень государственного деятеля, с которым ведут диалог первые лица стран.

Что касается Чийгоза и Умерова, как мы уже поняли, это был не обмен, а политический акт со стороны России и Турции. А Украина в данном случае оказалась на политической обочине. Потому что страну на международном уровне (впрочем, как и на любом другом) представляют политические дельцы. А нужны государственные деятели. Тогда Украина вновь станет успешной страной.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.