Разрубить «гордиев узел»

24 вересня 2017, 17:58
Власник сторінки
0
28223

Как международную дискуссию о вводе миротворцев на Донбасс перевести в практическое русло?

Как показывает история человечества, начать конфликт всегда легче, чем его закончить. Хотя бы потому, что каждая из сторон ни в коем случае не хочет себя чувствовать проигравшей. С момента создания ООН, одной из ее функций стала помощь воюющим сторонам в достижении мира. Миротворческие операции ООН – один из инструментов такой помощи.

 Миротворцы ООН обеспечивают безопасность, политическую поддержку и содействие мирному урегулированию странам, которые стремятся выйти из состояния военного конфликта.  

Существует три основных принципа миротворческих операций ООН:

- согласие сторон;

- беспристрастность;

- неприменение силы за исключением случаев самообороны и защиты мандата.

Безусловно, деятельность ООН в этом направлении можно считать успешной. Однако крайне важно понимать: ввод миротворческого контингента – это не окончательное решение проблемы, а только часть такого решения. Миротворцы - это своеобразный инструмент, и не более того. Принципиально поняв это, давайте от общего уйдем в конкретику. А именно – рассмотрим, как ввод миротворцев может повлиять на мирное урегулирование конфликта на Востоке Украины.

Если исходить из того, что миротворцы - это часть решения, то возникает резонный вопрос – каким образом можно решить проблему военного конфликта на Донбассе в целом? Ведь сейчас в информпространстве идет дискуссия в основном о технических вопросах: где именно на территории Донбасса разместить подразделения миротворцев, какие страны могут направить своих военных в состав контингента и прочие, безусловно, важные, но не первостепенные вопросы.

В то время как для Украины и украинцев ключевой вопрос звучит так - что будет дальше? Как мы понимаем, сами по себе проблему конфликта на Востоке миротворцы не решат (да и не могут решить по определению).

 История человечества свидетельствует, что решение военного конфликта всегда находится в политической и дипломатической плоскости. Войны всегда начинают политики, а завершают политики и дипломаты, потому что именно дипломатия выступает в качестве инструмента в переговорах по политическому урегулированию.

 Но существует ли фундамент для политического решения конфликта? Да, существует. Базис для политического решения конфликта на Донбассе - это Минские соглашения, которые представляют собой международные обязательства Украины, поскольку являются составной частью Резолюции Совета Безопасности ООН № 2202 от 17 февраля 2015 года.

Однако, несмотря на широкую международную поддержку и заявления всех без исключения мировых лидеров и сторон конфликта (Украина и непризнанные республики ДНР и ЛНР) о безальтернативности Минских соглашений, как говорится, воз и ныне там.. Почему? Потому что стороны по-разному видят последовательность воплощения в жизнь ключевых этапов «Минска-2».

 Неудивительно, что каждый из участников - Украина, непризнанные республики, Россия, США и другие - каждый по-своему видят появление на Донбассе миротворческого контингента ООН. 

Владимир Путин изначально предлагал, чтобы миротворцы обеспечивали безопасность наблюдателей ООН только на линии разграничения между ВСУ и отрядами ДНР-ЛНР. Но официальный Киев потребовал разместить миротворцев не только на линии разграничения, но и на участке российско-украинской границы, которая сегодня подконтрольна ДНР и ЛНР. На состоявшейся в четверг в Киеве ежегодной конференции «Ялтинская европейская стратегия» (YES) украинский президент подтвердил, что его инициатива предусматривает контроль над границами с Россией «для прекращения прохождения оружия», а уже потом все остальное.

 Итак, проблема заключается в том, что, по аналогии с очередностью выполнения пунктов Минских соглашений, игроки по-разному видят технические вопросы появления миротворцев ООН на Донбассе.

 Как можно решить эту проблему? Нужен реальный план действий, который позволит воплотить Минские соглашения в жизнь.

О таких планах мы уже слышали. Давайте вспомним все эти «формулы Штайнмайера», «планы Мореля» и прочее. Что они представляют собой? Как говорят в шоу-бизнесе, «формула Штайнмайера» и «план Мореля» - это римейки.  А оригинал - это мирный план  Виктора Медведчука. Именно этот план, на мой взгляд, позволяет решить главную задачу - установить прочный мир на Востоке страны, а на втором этапе осуществить реинтеграцию Донбасса в состав Украины. То есть, фундамент для мирного урегулирования под названием реализация Минских соглашений – это мирный план Медведчука.

На первом этапе Медведчук предлагает, чтобы депутаты Верховной Рады проголосовали за следующие законы, которые позволят реализовать т.н. политические пункты Минских соглашений:

-   об амнистии и отказе от уголовного преследования для участников событий на Донбассе;

 -   о проведении местных выборов в ОРДЛО;

 -   об особом статусе Донбасса;

 -  о внесении изменений в Конституцию, в части децентрализации полномочий от Киева к местным властям. 

Естественно, «партия войны» всеми силами тормозит принятие этого плана. И понятно почему, ведь мир на Донбассе - это политическая смерть для «партии войны». Понимая это, политики, бизнесмены и чиновники из «партии войны» всеми силами пытаются дискредитировать как сам мирный план, так и его автора, оппозиционного политика Виктора Медведчука. Однако сама жизнь показала - никакой реальной рабочей альтернативы этому плану за три года войны так и не появилось. Значит, рано или поздно, но данный мирный план будет воплощен в жизнь. Хотелось бы, чтобы это случилось как можно быстрее…


 

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.