Только два сложных вопроса до последнего времен оставались не в центре внимание ряда украинских политиков: языковой вопрос и церковный
Во все времена, начиная с правления Константина,
христиане подвергались куда более лютым преследованиям
со стороны других христиан,
чем некогда со стороны римских императоров.
Бертран Рассел
За последние три года в связи со многими политическими, геополитическими и иными причинами в Украине со дна на поверхность были подняты все самые спорные и противоречивые вопросы украинской истории: символы коммунистической эпохи, празднование или непразднование некоторых праздников, отношение к героям и историческим личностям, пророссийский или проевропейский вектор внешней политики и т.д.
Пожалуй, только два других сложных вопроса, до последнего времени, остались не в центре внимания ряда украинских политиков: языковой вопрос и церковный. Тем не менее, по инициативе ряда политических сил парламента и представителей гражданского общества Украины, а также ряда националистических организаций были разработаны законопроекты, очевидно, для «окончательного решения» языковых и церковных проблем в украинском государстве. На противоречивость законопроектов, которые, якобы, направлены исключительно на защиту украинского языка неоднократно обращалось внимание в экспертной и журналисткой среде.
Ещё более спорными оказались законопроекты под номерами 4511 и 4128, направленные на «улучшение ситуации в сфере культуры и духовности».
Что сразу бросается в глаза?
1. Прежде всего, нужно отметить спорность ряда статей указанных законов, где речь идёт о необходимости согласования с государственными органами назначения соответствующих религиозных деятелей и руководителей на местном уровне. По сути, в этом можно рассмотреть нарушение фундаментального принципа, установленного конституцией Украины о том, что церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства. То есть, заложен принцип взаимного невмешательства, естественно, за исключением случаев, когда это прямо предписано законом и не в форме контроля внутрицерковных процессов.
2. Дух и характер законов очень напоминает способ, которым была запрещена Коммунистическая партия Украины, когда после привлечения к уголовной ответственности отдельных представителей КПУ за сепаратизм, украинскими судами была запрещена деятельность всей партии, в то время как большинство членов и функционеров партии к антиукраинским действиям не имело отношение.
Нечто подобное можно увидеть и сейчас, когда в законопроекте под номером № 4511, фактически, создаётся юридическая основа для запрета деятельности конкретной церкви, в случае систематического нарушения законодательства Украины отдельными представителями соответствующей церкви.
Это в свою очередь является нарушением принципа индивидуализации наказания, который детерминирует необходимость наложения взыскания на лицо, совершившее деяние, а не на иные субъекты. Возможное признание определённой конфессии как преступной организации, что также теоретически допустимо после принятия анализируемых законопроектов, абсолютно не логично и абсурдно. Поскольку, повторюсь, нельзя делать негативный вывод о деятельности всей конфессии, по поступкам отдельных её представителей.
3. Если те меры, которые указаны в анализируемых законопроектах направлены на борьбу с российской агрессией, то действительно в мировой практике, в условиях чрезвычайного и военного времени допускается ограничение деятельности и прав общественных организаций.
Однако, где и каким законом или указом президента Украины было введено военное положение? Нигде. Следовательно, взятие под контроль и создание юридической базы для давления на некоторые церковные организации в Украине является нарушением Конституции Украины и явно содержит в себе признаки политического давления.
Не следует также забывать и международно-правовые акты, которые гарантируют свободу вероисповедования. К слову, ст. 18 "Международного пакта о гражданских и политических правах", который является частью украинского законодательства, устанавливает, что свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.
О каких мерах по охране общественного порядка можно говорить, если в Украине три года нет единой точки зрения, что происходит на Востоке Украины: АТО или официальная война.
В любом случае, несмотря на то, что часть украинского общества, возможно, и поддерживает вышеуказанные законопроекты, тем не менее, это не есть абсолютная поддержка. Скорее наоборот, подобные радикальные нововведения пользуются поддержкой меньшинства граждан Украины.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.