Как современный украинский писатель попытался примерить славу Хемингуэя, но у него ничего не вышло
Ни
Ремарка, ни Хемингуэя
Собственно, дискуссии как таковой, литературной или
даже литературоведческой, как потом натужно пытался иронизировать Жадан, между
известным украинским писателем и известным украинским политиком не было. Было
меткое и едкое замечание Виктора Медведчука на своей странице в Facebook по поводу одного
высказывания в телеинтервью Сергея Жадана. Аккаунт Медведчука в Facebook сразу
после этого без каких-либо пояснений (обычно администрация сети так поступает,
когда многочисленные жалобщики одновременно пишут жалобы на конкретного
пользователя), что наводит на размышления о способах полемики, практикуемых
почитателями Жадана. А вот сам Жадан пытался ответить неоднократно. Забавно, но
сколько раз он ни пытался, толком ответить у него так и не получилось (если
говорить о смыслах, а не о количестве букв).
К слову, Правила сообщества Facebook гласят, что если власти
США включили человека в санкционный список, то «Вы не будете использовать Facebook, если вам запрещено
получать программное обеспечение, продукты или услуги, разработанные или
произведенные в Соединенных Штатах Америки». Молодцы, прогиб засчитан!
http://korrespondent.net/url.hnd?url=https://www.facebook.com/terms
Впрочем, тема была затронута довольно интересная. Началось
все с замечания Жадана, что в Украине, несмотря на заметный уже пласт
литературных произведений, посвященных событиям последних трех лет, так и не
появилось пока что ни своего Ремарка, ни своего Хемингуэя. Оба упомянутых
писателя вошли в историю мировой литературы благодаря романам о Первой мировой
войне, ставшим настоящими антивоенными манифестами для многих поколений.
Однако, важен и контекст, в котором высказывание
Жадана прозвучало. Рассказывал он о том, что как раз заканчивает свой новый
роман про войну на Донбассе, анонсировав появление книги в ближайшие пару
месяцев. То есть, по большому счету интервью носило характер рекламы будущей
собственной книги, а сетования про отсутствие отечественных Хемингуэя с
Ремарком как бы намекали читателям, что ждать появления таковых им осталось
совсем недолго.
Все
для пиара, все для рекламы
Разумеется, этот контекст Медведчука совсем не
заинтересовал, а вот возможность появления подобных писателей в нынешней
Украине лидер «Украинского выбора» прокомментировал. «Даже если бы они
появились, то были бы отторгнуты украинской литературой и украинскими издателями,
охваченными сейчас псевдопатриотическим угаром», - написал Медведчук. Казалось
бы, совершенно очевидные вещи, спорить с которыми, по меньшей мере, глупо с
точки зрения здравого смысла. Посмотрите 95 % украинских СМИ и послушайте
«говорящих голов» – все, что идет наперекор теме «война до победы» (лозунг
Временного правительства под руководством Александра Керенского), они сразу же
объявляют «зрадой» и т.д. Тем более что лично Жадана пост Медведчука вряд ли
мог чем-то задеть.
Но, с другой стороны, с точки зрения того же
здравого смысла Жадану было бы просто глупо пройти мимо такого информационного
повода (практически на ровном месте подаренного) для дальнейшей раскрутки
собственной персоны и своей будущей книги. Вот он и не прошел. «Не готов спорить с Виктором Медведчуком на
тему природы гуманизма украинского книгоиздательства», - пишет Жадан в
своем Facebook.
И это понятно, ведь Жадану в этих издательствах еще издаваться – а зачем кусать
кормящую руку? Тем более, что свой «гуманизм» украинские издательства недавно
подтвердили в очередной раз изданием дневников Геббельса. Вместо этого спора
Жадан разразился короткой филиппикой на тему сопоставления Путина и Гитлера.
И
добавил странную фразу: «вполне возможно, что эта война не дала (пока что)
своего Хемингуэя»… Что означает вот это «пока что», заключенное в скобки, мы
уже пояснили выше, но при чем здесь «вполне возможно», если об этом совсем
недавно говорил в интервью сам Жадан в утвердительной форме?
Чем
Жадан отличается от Ремарка, Хемингуэя и других талантливых писателей
Впрочем, маловразумительным ответом в фейсбуке
писатель не ограничился, вернувшись к теме еще и в своем радиовыступлении.
Правда, на это раз получилось еще более невнятно. Попробуйте, например, понять
такое высказывание: «Медведчук манипулирует моими словами. Я знаю эту позицию,
часть людей ее поддерживает, что война – это плохо. На самом деле так и есть».
Дальше Жадан называет неправдой утверждение, что украинское литературное пространство
не приемлет непропагандистской литературы. И приводит в пример одну из недавних
«военных» книг, где довольно критично говорится про украинскую власть и военное
командование. Непонятно только, с кем пытается полемизировать Жадан, ведь
Медведчук говорит не об этом, а о пропаганде войны и псевдопатриотическом
угаре. А этими качествами наделены у нас не только хвалители Порошенко, но и
некоторые его критики. Почему-то это очевидно для всех, кроме одного писателя.
Основной пафос в этом выступлении Жадана направлен не
на прекращение войны, а на выяснение, кто в ней нападающая, а кто обороняющаяся
сторона. Это и отличает его не только от Ремарка с Хемингуэем, но также от Анри
Барбюса с Ричардом Олдингтоном, Джеймса Джонса с Джозефом Хеллером, Ярослава
Гашека с Куртом Воннегутом и многих других выдающихся
писателей-антимилитаристов. «Появление настоящих
украинских Ремарков и Хемингуэев не только свидетельствовало бы о повышении
уровня украинской литературы, но и стало бы признаком морального оздоровления
общества, его желания поскорее покончить с войной», - пишет Медведчук.
Уровень литературы – это отдельная
проблема. Даже участники литературного процесса для обозначения современной
украинской литературы чаще используют в качестве термина иронично-ядовитое сокращение
«сучукрлит». «Я говорил со сведущими людьми. Ни до Поворота, ни
после в Городе не появилось ни одного сколько-нибудь значительного
литературного произведения. Одна макулатура. В чем дело?» - задавался вопросом
один из героев антиутопии Стругацких «Град обреченный». И так пояснял причины
своего беспокойства: «Сам я, лично, не знаю, зачем все это нужно, но я слыхал,
что в каждом порядочном обществе все это есть. А раз у нас этого нет, значит,
что-то не в порядке… Нормально ли, чтобы миллион человек – все равно, здесь или
на Земле – за десятки лет не дал ни одного творческого таланта?» «Если судить,
скажем, по Древней Греции, то очень ненормально, - отвечали ему собеседники, - но
если судить, например, по монголам, то у нас все в порядке». Может они, конечно,
и правы, но все-таки будет обидно, если нашим Ремарком вдруг окажется Жадан…
Но это вряд ли. Все-таки Ремарк был не только
антимилитаристом, но и последовательным антифашистом. Жадан же в такой позиции
не замечен. Есть заявление Медведчука, в котором он просит Жадана дать оценку
многочисленным проявлениям нацизма, распространенным среди некоторых
приверженцев Майдана – факельным шествиям, символике, высказываниям, актам
насилия и прочему. Однако Жадан никаких своих оценок этому явлению предпочел не
давать, хотя раньше одно время пытался заигрывать с левыми идеями и левым
движением, когда это было выгодно с имиджевой точки зрения.
Почему это перестало быть выгодным знаменитому
писателю, объяснил в Facebook
известный
украинский левый активист Андрей Манчук: «Сергей умный человек. Я это вынес из
интервью и семинара, которые мы с ним делали. Левым он ничего не должен – у
него есть хорошая колонка об этом, где он с полным пониманием ситуации пишет,
что левые попали в историческую ловушку. Поэтому Жадан всегда ориентировался на
национал-патриотического читателя, справедливо полагая, что это его целевая
аудитория. Эту аудиторию круто забрало вправо – и Жадана вслед за ней».
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.