Я — предприниматель с 28-летним стажем. Где бы я был сейчас, если бы всемогущественный директор «Дома торговли» в Днепропетровске не сжалился надо мной и не помог мне?..
1988 год. Мне 27 лет, у меня семья, ребёнок, и я зарабатываю копейки. В моей огромной стране под названием СССР была запрещена предпринимательская деятельность. Производить товары или услуги и продавать их, использовать наёмный труд имело право только государство. Дополнительный заработок, частные услуги, репетиторство карались законом вплоть до 1986 года…
В 1986-м году была разрешена индивидуальная трудовая деятельность, а в 1987-м — создание кооперативов.
Итак, 1988-й год. Не стану описывать мытарства, через которые мне пришлось пройти, чтобы вырвать у чиновников право зарегистрировать кооператив. Это подробно описано в моей первой книге «Как стать авантюристом? Размышления миллионера». С документами, полученными почти чудом, я пришёл в «Дом торговли». Но директор этого большого универмага сказал, что мест для торговли нет, хотя накануне обещал сдать в аренду помещение. Я взмолился и показал ему пыльное место под эскалатором на втором этаже. «Вот это место я мог бы занять!» — сказал я. Директор «Дома торговли» ответил: «Хорошо, занимай». Тогда я набрался смелости и попросил у него хоть какой-нибудь прилавок, потому что у меня ничего не было. И он предложил мне поискать на заднем дворе подержанные прилавки. Там же я нашёл и списанный кассовый аппарат.
Торговля пошла бойко. Вначале мы продавали собственные ненужные вещи, затем открыли приём кооперативного товара, стали закупать одежду. Вскоре рядом с первым прилавком мы поставили второй, третий... И спустя год я был уже совершенно другим человеком. Не загнанным экономистом, хватающимся за любой дополнительный заработок, а уважающим себя бизнесменом. Спустя ещё несколько лет меня знал весь Днепропетровск.
Но если бы мне не дали поставить тот старый прилавок, я бы не открыл первый в Днепре коммерческий магазин, не оборудовал бы подземные переходы под универмаги. Всё это выросло из того самого первого прилавка, на который мы принесли вещи из дома, чтобы начать торговлю хотя бы с чего-то… Я бы не стал тем, кто я есть сейчас, если бы огромная страна СССР не разрешила своим гражданам свободно зарабатывать деньги. Эти маленькие кофемобили, торгующие кофе, — тоже начало чьего-то будущего. Это старт чей-то карьеры, возможно, первый шаг к благополучию.
Часто люди рассуждают о предпринимателях, как о счастливчиках, родившихся с золотой ложкой во рту. Но большинство собственников бизнеса, которым сейчас за 50, в 1988-м году так же, как и я, не имели ничего. Кто-то когда-то дал им возможность для старта. Поэтому я борюсь за малый бизнес Киева и всей Украины, за кофейни на колёсах, киоски, ларьки.
Бизнес, торговля, высокая предпринимательская активность — это полезно для экономики. И это то, что я пытаюсь донести до власти и общественности: топтать малый бизнес, всё равно, что обижать ребёнка, который только-только встал на ноги. Он учится ходить, многое у него не получается, он часто падает, но продолжает делать свои первые шаги, а его со всех сторон лупят и отбирают игрушки.
Митинг на Майдане, который мы устроили в это воскресенье, 6 ноября, в защиту кофемобилей от угона коммунальным предприятием «Київблагоустрій», для меня не стал откровением. На этот митинг не явилось 10-тысячное воинство киевских предпринимателей, чей бизнес будет снесён «коммунальщиками». Не приехали передвижные кофейни, платящие по 2000-4000 гривен в месяц, чтобы их микроавтобусы не угоняли на штрафплощадки, не пришли собственники разрушенных МАФов. Малый бизнес не поддержал борьбу за свои интересы, потому что деморализован и унижен, и боится каждого шороха. Дурацкие законы загнали предпринимателей в рабское повиновение.
Но за свои права нужно бороться!
Рано или поздно предприниматели это поймут. Рано или поздно малый и средний бизнес осознает свои реальную силу, оторвётся от своих ларьков и кофемобилей и заставит власть уважать своё право зарабатывать деньги. Нам ещё предстоит сплотить нацию. А пока наша партия «5.10», сообщество предпринимателей и людей, которые хотят жить в богатой стране, будет продолжать спасать маленькие кофемобили. Даже если они не понимают этого.