Дело Гречковского: «крупная рыба», политическое шоу или знаковый прецедент?

23 вересня 2016, 03:21
Власник сторінки
политолог
0
160

История Гречковского даёт сигнал судьям и другим членам ВСЮ: теперь «верховенство права» принадлежит Генеральной прокуратуре и тем, кто обеспечивает её руководству политическое прикрытие.

Украинцам снова продемонстрировали «борьбу с коррупцией»: Генеральная прокуратура сначала предъявила подозрение во взяточничестве, а затем попыталась в суде добиться ареста члена Высшего совета юстиции Павла Гречковского, которого обвинили в вымогательстве $500 000 за «нужное» судебное решение. Казалось бы, обычное по нынешним временам громкое дело – такие заводят каждую неделю, и, как правило, затем спускают на тормозах. Под благородным предлогом борьбы с коррупцией украинцам пытаются «впарить» очередное политическое шоу, которое вызовет много шума и закончится ничем. Но у этого конкретного шоу сценарий может оказаться посерьёзнее, чем отвлечение масс от войны, безработицы, роста цен и запредельной наглости власти очередным «врагом народа». История Гречковского даёт и членам Высшего совета юстиции, и судьям чёткий сигнал: закон в стране больше не нужен, а с функциями судов вполне по силам справиться руководству Генеральной прокуратуры – с такой то «крышей». Поэтому на это дело стоит посмотреть в более широком контексте. Ведь может быть создан прецедент, который будет иметь очень серьёзные последствия.

Во-первых, как говорят юристы, ГПУ нарушила подследственность процесса, что может привести к признанию судом собранных доказательств несостоятельными. В частности, это подтвердили Центр противодействия коррупции и специальный антикоррупционный прокурор Назар Холодницкий. По закону, за «слугами народа» уровня члена Высшего совета юстиции следит НАБУ. И суд может вообще не принять к рассмотрению доказательства, собранные по делу Гречковского вне ведомства Сытника. (Забавно, что в тот же день в похожей ситуации НАБУ «наказало» Генпрокуратуру: задержан прокурор по особым делам, якобы укравший карточки на бензин при обыске в ходе расследования дела сельского головы. Как видим, перетягивание одеяла продолжается со страшной силой).

Во-вторых, ГПУ не представила никаких доказательств вины Гречковского в Высший совет юстиции, но потребовала, чтобы его полностью отстранили от дел. Там посчитали, что пока доказательств нет, член ВСЮ может просто находиться в отпуске.

В-третьих, элементы «мыльной оперы» – «разгон» в СМИ темы с часами подозреваемого или акцент на том, что у него есть «Майбах» – должны отвлечь от того, что у следствия фактически нет доказательств по сути предъявленных обвинений. При этом в декларации Гречковского, избранного в Высший совет юстиции по квоте адвокатуры, фигурировали и миллионные доходы, и внушительный автопарк (всё это было «нажито непосильным трудом» по состоянию на 2014 год – то есть, до того, как он стал членом ВСЮ).

В-четвертых, человек, который заявил, что нёс деньги Гречковскому, отказался от своих показаний, как только увидел адвокатов. Почему не взяли с поличным самого взяточника, документально зафиксировав факт преступления с соблюдением всех требуемых законом процедур? Когда речь идёт о птице столь высокого полёта, да ещё и адвокате, правоохранители должны работать наверняка!

А теперь внимание, вопрос: зачем Генпрокуратуре устраивать этот спектакль, если перспективы дела в суде – а значит и реального наказания Гречковского – очень туманны? Очевидно, что целевая аудитория этого «сообщения», активно разгоняемого в СМИ и соцсетях – не политически озабоченный офисный планктон, домохозяйки с дипломами и недообразованный «средний класс». Кому же тогда адресовано «послание»?

30 сентября 2016 года вступают в силу новые статьи Конституции, согласно которым Высший совет юстиции будет переформатирован в Высший совет правосудия. Полномочия нового органа по назначению судей будут шире чем у ВСЮ. Значит, кто будет контролировать ВСП, тот замкнёт на себе всю цепочку «правильных решений» судебной власти. Задержание Гречковского без явных доказательств и с нарушением норм о подследствености – это чёткий сигнал и другим членам ВСЮ (первое время именно они будут составлять основу ВСП), и всем судьям. Каждого из них, кто не готов подчиняться установленным «сверху» негласным, но жёстким правилам, могут по любой, даже явно надуманной, причине «прессануть по полной программе». Даже если громкое дело, как обычно, закончится ничем, репутация будет испорчена, а карьера сломана, причём это будет сделано в образцово-показательной манере («на камеру») и под обязательное улюлюканье виртуальной толпы в соцсетях.

По сути, Генеральная прокуратура активно пытается подменить собой систему правосудия. Причём делается это в духе «революционной легитимности» и с демонстративным нарушением правовых процедур. Это украинцы в своей истории проходили уже не раз. И не только украинцы. Именно так выглядит путь к диктатуре и авторитаризму. 

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
ТЕГИ: Генпрокуратура,коррупция,суд,политика,Высший совет юстиции
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.