Он пришёл к власти на волне общественных ожиданий, обещая устроить священную войну коррупции и вести её до победного конца. Такого колоссального кредита доверия, как у Саакашвили, наверное, не было ни у кого. И чем же занялся знаменитый грузинский Президент-рефоматор? Самопиаром. Игрой в «новые лица».
Одесса — это город, сросшийся с торговлей, сделавший себе имя как крупнейший порт Российской империи. Современная Одесса, обложенная налогами и пошлинами, как и остальная Украина, ушла «в тень», научившись обходить бессмысленные госзапреты. Коррупция и контрабанда — это то, с чего Одесса сегодня живёт. И тут важно понимать: это не люди у нас плохие, это законы у нас дурацкие.
Когда Саакашвили вступил на должность, первое, что он сделал, это вступил в непримиримую войну за чужие пироги. Он пообещал пакеты акций аэропорта своим финансовым донорам, хотя они принадлежат другим лицам. Он влез в прокуратуру. По сути, он залез на чужую территорию влияния и финансов, и конечно же, столкнулся с отчаянным сопротивлением могущественных клановых образований. У них свои депутаты в Верховной Раде, свои судьи, свои прокуроры, они контролируют областной совет Одесской области и городской совет. Мог ли Саакашвили в одиночку, получив лишь недавно гражданство, не имея своей политической силы и армии соратников в Одессе и области, без поддержки Президента и правительства, сместить кланы с их насиженных мест? Безусловно, нет. Губернатор — это крупный политический игрок области, но не хозяин.
В итоге губернатор Одесской области фактически забросил управление областью и занялся имиджем, путешествуя по стране с цирковыми антикоррупционными форумами и пользуясь славой Одессы. А ведь слава эта была заслужена совершенно иными методами! В XIX веке Одесса стала экономически свободным портом без пошлин, и именно это сделало её процветающим городом. Отец-основатель Одессы герцог де Ришельё ни слова не говорил о борьбе с коррупцией. Он занимался снижением налогов, освобождая купечество от налогового бремени. Благодаря ему, в Одессе на 40 лет был введён режим порто-франко, сделавший город состоятельным торговым центром. Одесситы до сих пор с уважением и трепетом вспоминают своего градоначальника. По прошествии многих лет будут ли они вспоминать Саакашвили?..
Одесса не Грузия. Грузия маленькая страна, там можно было пересажать кучу чиновников, заставить их платить в какие-нибудь фонды. Но Одесса с её вольным духом и живой памятью об экономически свободном порте живёт по другим законам и принципам.
Саакашвили мог бы принести Одессе массу пользы, даже не нарушая коррупционные схемы города. А параллельно он мог бы взрастить мощную политическую силу, чьи идеи близки одесситам, например, либертарианского толка. Единственное «чудо», которое явил Саакашвили Одессе — это Саша Боровик. В нём отражается вся пустота и бесполезность грузинской команды. Губернатор погряз в скандалах и саморекламе, проведя такое количество времени на телеканалах, что если суммировать, то получатся сотни часов пустой болтовни. Что граждане Украины вынесли из эфиров? Что в Одессе и в стране в целом есть коррупция, которую нужно победить, и о которой мы и без него знаем.
Подведём итог пребывания Саакашвили в роли губернатора. Контрабанда никуда не делась, дорога на Рени не строится, «левые» таможенные схемы не исчезли, и из прокуратуры изгнан Саквалеридзе, а Кипанидзе начал сотрудничать с кланами. Шоу Саакашвили вылетело в трубу. Возможно, в скором времени будет подписан указ о его увольнении.
Могущественные финансово-политические кланы нельзя уничтожить, их нельзя победить мирными методами, их нельзя заставить отказаться от их сладких пирогов на таможне, в налоговой, в разрешительной части строительства. Эти схемы складывались десятилетиями. С кланами можно только договариваться. Их можно увлечь идеей состоятельной Украины, страны-мечты для наших детей и внуков, в которой все мы хотели бы жить. Уверен, что большая часть кланов перешла бы на сторону либертарианских идей, если бы им их предложили.
P.S.: Но всё же у Саакашвили есть шанс стать членом либертарианской партии «5.10» и рекламировать настоящую свободу для Украины.