Мы с бизнес-партнёром коротали вечер у купленного нами мотеля А1А, глядя на океан, размышляя о том, как украсим территорию отеля пальмами. К нам подсела пара наших постояльцев. Мы, как настоящие европейцы, пьём вино, американцы предпочитают коктейли — джин с тоником, виски с колой. Разговорились.
Почему-то разговор зашёл о президенте США. Американец, судя по всему, являлся приверженцем Республиканской партии, конкурирующей с партией Обамы. Он критиковал Обаму, сказал, что считает его очень плохим президентом. Я возразил — при Обаме ваша экономика выросла вдвое, поднялся фондовый рынок, приток эмигрантов не прекращается, потому что в Америке у людей есть шанс на лучшую жизнь, в то время как многие другие страны находятся на пороге экономического кризиса. Вот и мы приехали к вам, купили мотель, потому что здесь этот бизнес выгоднее и безопаснее, чем у нас на родине.
Наш постоялец ответил: «А при чём здесь президент Америки?.. Экономика США от президента не зависит! Она создана так, что будет расти при любом президенте. Наши экономические показатели — не заслуга Обамы. Нам не нравится его социальная политика, слишком много подачек беднякам, это их развращает и никак не стимулирует начать что-то делать».
Интересно, что этот американец произвёл на меня гнетущее впечатление. Он заехал на парковку нашего мотеля на стареньком легковом полугрузовичке, заваленном сверху какими-то вещами, чемоданами, а посередине всего этого стояла большая клетка с большой собакой. Выйдя из автомобиля, он принялся торговаться с управляющим за цену номера, в итоге сутки проживания ему обошлись всего в $60, при условии, что он останется на неделю. Я подумал тогда, что, наверное, наш мотель будет пользоваться популярностью только у бедных американцев, которые могут заплатить $60-80, и не больше. Но позже оказалось, что он сам строит мотели. Вечером он показал нам фото своих объектов. На экране его телефона мы увидели фешенебельные 5-тизвёздочные отели. И я посмотрел на него другими глазами. Передо мной был состоятельный менеджер, который не кичится своим богатством и готов торговаться за $40.
Он натолкнул меня на интересные размышления — насколько наша украинская экономика связана с главой государства? И я пришёл к выводу, что и наши президенты и премьеры, по большому счёту, ни на что не влияют. Экономика Украины падает, кто бы ни был у руля. Она заточена на падение, а американская экономика заточена на рост, и это прописано в их Декларации Независимости (а документ этот датируется, на секундочку, 1776 годом). Изначальные базовые условия совершенно разные. Америка проложила для своей экономики рельсы, с которых её не может столкнуть ни один президент, каким бы он ни был. Украина только начала поиск системы государственного устройства, которая сделала бы её состоятельной и удобной для своих граждан. И в первую очередь Украине нужно отказаться от иллюзии, что придёт добрый царь, который тут же всё «порешает». Ведь именно из-за этого люди увлекаются патриотизмом Коломойского и/или Саакашвили, ожидая от них решения всех проблем. Но «бояре» на политической арене меняются, а народ остаётся в той же безвыходной ситуации, пытаясь найти средства к выживанию.
Украине предстоит усвоить фундаментальные ценности, чтобы поднять свою экономику. Нам только предстоит осознать, что «отнять», «запретить», «ограничить» — это то, что тормозит рост; что вектор на развитие должен быть взят сначала в головах, чтобы мы «разрешали», «давали» и «освобождали» своих граждан от государственных пут.
5.10