Геннадий Балашов — украинский миллионер, бизнес-философ, пропагандирующий экономическую систему 5.10, а также автор книги «Как стать авантюристом? Размышления миллионера». Словно показывая, что такое быть авантюристом, он снимал скандальные ролики, где горячо поддерживал Майдан и так же горячо высказывал всё, что думает про Януковича и его режим — в лицо «Антимайдану». Может быть, именно из-за открытости и прямоты его ролики стали так популярны (например, «Стоп Майдан. Нищие рабы юго-востока» набрал больше миллиона просмотров). Авантюрой обернулась и поездка в Крым, уже после победы Майдана, где его похитили и избили так называемые «отряды самообороны».
В России же его популярность значительно выросла благодаря взвинченной анти-украинской пропагандистской кампании. Российское «министерство правды» объявило его русофобом и экстремистом, призывающим на Киевском Майдане убивать русских людей, а Следственный Комитет даже завёл уголовное дело.
«Русская Фабула» решила взять интервью у миллионера и авантюриста.
Геннадий Викторович, сначала хотелось бы познакомить наших читателей с возглавляемым Вами движением «5.10». Это общественное или политическое движение, что оно из себя представляет?
Нам удалось буквально за два года начать с помощью Facebook и YouTube новое движение, которое сейчас активно развивается и теперь мы уже зарегистрировали политическую партию «5.10». По сути мы чётко указываем, что нужно делать Украине — разрешить свободное хождение валют, отменить разрешительную систему и ввести простую схему: взимать пять процентов с продаж и десять процентов социального налога, все остальные налоги и пошлины отменить. Мы ожидаем, что после этого сюда хлынут капиталы со всего мира — из России, Китая, Европы, Америки. У нас будет самая большая практически безналоговая территория на Земном шаре. Я исхожу из того, чем мы можем быть полезны для человечества — а сейчас важно убрать трения при передвижении товаров и денег. Мы идём во власть, чтобы внедрить систему «пять-десять» и являемся правой партией, которая в этом занимает непримиримую позицию. Мы даже не заключаем пока ни с кем альянсов, поскольку ни один кандидат в президенты и ни одна другая партия не заявляют о приверженности системе «пять-десять».
Есть слухи, что Вы ходили договариваться с Ярошем, «Правым Сектором»...
На Майдане был популярен «Правый Сектор», я действительно сходил познакомиться с ребятами, предположив — так как мы правая партия экономически, а у ПС нет никакой экономической идеологии, — что они могли бы стать боевым отрядом партии «5.10». Однако переговоров у нас с Ярошем не было и ничем это не кончилось.
Интересно, почему именно «пять-десять», а не «пять-пять», например? Может быть, есть какое-нибудь экономическое обоснование?
Я ещё 14 лет назад, когда был депутатом Верховной Рады, проповедовал единый налог в 10 процентов, со временем эта идея трансформировалась и нужно понимать, что невозможно брать точные цифры и никто вам точно не скажет, что будет, если отменятся налоги — насколько вырастет ВВП, как экономика начнёт подниматься, какое количество людей бросятся сюда зарабатывать деньги. Но сама формула 5.10 родилась из обсуждения в социальных сетях, она хорошо воспринимается. Мы о ней договорились, и сейчас самое главное не отступать от этой формулы — она должна стать известной в массах и как бы волшебной. В неё люди должны поверить, как когда-то поверили в социализм. Мы задаём вопрос: «Вам лично выгодна такая система?» — потому что главным тезисом является «Государство — вон из экономики!».
При этом нужно, например, обеспечивать неприкосновенность частной собственности, а для этого нужен соответствующий политический уклад...
И в Украине, и в России неплохо защищена частная собственность, но есть проблема — бедные люди не могут эффективно защищать собственность. По сути, главная цель системы 5.10 — это быстро сделать людей богатыми. Сделать так, чтобы деньги не вывозились, а текли в страну, чтобы было выгодно держать деньги в стране. Для этого необходимы безопасность капитала и независимая от государства банковская система. В Украине и России контролируемые государством волюнтаристские валюты, которые неинтересны экономике — и поэтому высок уровень долларизации. Необходимо свободное хождение валют.
Однако ведь сложно донести эти концепции до таких социальных групп, как индустриальные рабочие, шахтёры, пенсионеры...
Мы объясняем — будущего у металлургических комбинатов и шахт нет, будущего у сельского хозяйства нет. Если хотите оставаться на своём нынешнем месте — оставайтесь, но вы обречены. Первое, что должны сделать эти люди, чтобы заработать денег — переместиться в пространстве, в более денежные места. Мы стараемся донести правду, чтобы люди спасали своих детей, уезжали из умирающих городов и сёл в мегаполисы. Человечество развивается по пути создания мегаполисов, там крутятся и большие деньги, причём это деньги не промышленности и не сельского хозяйства, это деньги сектора услуг. Государство, которое ориентируется на развитие в 21 веке, должно делать ставку на услуги, потому что это более сложный продукт, нуждающийся в постоянных инновациях. В политической же борьбе мы доведём свою формулу до состояния символа веры, поскольку едва ли удастся в деталях объяснить каждому экономические концепции. Мы говорим простую вещь — язык не имеет значения, другие ограничения тоже. Главное — как ты зарабатываешь деньги, как твоя семья зарабатывает. Мы говорим о том, что чем меньше государство будет вами управлять, тем богаче вы будете. Украина уже на пути к этому — мы изгнали из власти одну олигархическую группу, сейчас изгоним и другую, БЮТ. Все проблемы сейчас от нищеты, и в Украине, и в России. Нам надо не увеличивать ВВП на три процента, нам надо его удесятерить.
Вы проповедуете идеи, близкие к либерализму, к глобальной свободе, в том числе экономической, но при этом в России Вас обвинили в русофобии и экстремизме, возбудили уголовное дело. Непонятно, как это обвинение может сочетаться с реальностью.
В моём выступлении на Майдане, после которого в России возбудили уголовное дело, речь шла не о русских, а об оккупантах, которые приезжают из России, срывают наши государственные знамёна. Ну вот если идёт война, то таких людей надо стрелять — хотя это было сказано, конечно, в запале. Я сам русский, отстаиваю интересы русского языка. Когда я был депутатом, то говорил в Раде по-русски и отказывался говорить по-украински, потому что это моё право — говорить на том языке, на котором я хочу.
Возможно, у властей РФ есть умысел — представлять перед русской общественностью в неверном свете как раз тех, кто отстаивает её реальные права?
Спасибо за пиар в России господам Путину и Маркину. Но Маркин сам жертва — пропаганды Соловьёва, Киселёва и прочих. На российском ТВ показали нарезку из моего выступления, в результате Маркин сидя дома это увидел и возбудил дело. Мы сейчас начинаем распространять мою книгу «Как стать авантюристом? Размышления миллионера», так что я ему благодарен.
В Крыму с Вами произошло происшествие, которое вызвало общественный резонанс — похищение, избиение. Расскажите о об этой истории.
Когда я поехал в Крым, у меня было сформировано неверное представление, что там выступают местные активисты, самооборона. Но я недооценил опасность. Там уже орудовали смешанные российско-крымские банды, у которых была задача просто избивать всех недовольных. И меня похитили люди, которые выглядели, на мой взгляд, как русский спецназ. Надели мешок на голову, затолкали в машину, потом передали местным «бородачам», как я их определил — это местные какие-то группы, которые там давно создавались и финансировались Путиным. Посадили в сарай, долго били, забрали все деньги, паспорт, телефон, а потом выбросили под Бахчисараем в поле.
То есть это просто гопники.
Чистые гопники, по-другому я их и не характеризую. Хорошо, что наш оператор к ним не попал, и видеозаписи сохранились. В Крыму, конечно, террор со стороны организованных банд.
Когда я приехал оттуда на Майдан, то сказал именно об этом — у нас идёт война, причём война необычная. Сначала идут демонстранты, которые как бы за русский язык, за ними идут гопники, которые не дают другим людям контактировать с толпой, а за ними уже стоят войска Красной армии, русской. Украина оказалась не готова к такой войне. Мы не сразу сообразили, что речь идёт не об отрядах самообороны, а об организованных бандах, созданных в поддержку российских войск. Так было не только в Крыму, то же самое происходит на территории Восточной Украины. Там эти банды наполовину состоят из россиян, подготовленных на территории России. Их подготовка началась ещё как «защита от оранжевой революции» в 2005 году.
Да, про «оранжевую принцессу». Что скажете про Юлию Тимошенко и БЮТ? Неужели это просто двойник Партии Регионов?
БЮТ и ПР — это, конечно, партии олигархические. В БЮТ в основном собрались газовые и финансовые олигархи, в ПР — промышленные. Сегодня, когда ПР прогнали, БЮТ занял все посты. Сама Тимошенко — олигарх. Все они борются за газовую трубу и право торговать с Путиным. И поэтому для меня БЮТ является самой опасной партией на данный момент — они по сути коллаборационисты. Наших олигархов по сути ничего не интересует, кроме газовой трубы. Поэтому наша задача — «сломать» трубу. На трубе держится и режим Путина. Сейчас вокруг газа ситуация в мире складывается удачно, Европа получает альтернативные источники и Россия будет «обесточена». Путин не понял важного — в современном мире главный не продавец, а покупатель. За право продавать сейчас ещё придётся попотеть, а тем более если ты потерял доверие — то тебе просто не дадут заработать. Я думаю будет так — снизят цену на нефть, это будет первый удар, наладят поставки сланцевого газа, а Китай сильно прижмёт Путина по поводу низкой цены на газ, Путин будет продавать газ почти даром. Россия тогда начнёт фактически разваливаться на запчасти — кормить огромное количество иждивенцев, которых наплодил сам же Путин, будет очень тяжело.
Вы думаете, Запад пойдёт до конца со своими санкциями и начнёт реально придушивать путинский режим?
Я думаю, что Крым являлся большой приманкой для Путина, которому несколько лет показывали, что Запад слаб и будет уступать. Теперь, после оккупации и захвата Крыма, Путин стал изгоем мира. Что можно делать с изгоем? Да что угодно. Можете не давать ему торговать, можете арестовать его счета, можете не давать визы олигархам и отнимать их недвижимость. Россия из-за Путина может быть обречена на распад. Китай, Япония имеют территориальные претензии, внутри страны много национальных образований недовольных — когда всё начнёт разваливаться, многие воспользуются слабостью России.
Однако пока что Запад ведёт себя очень осторожно.
Когда мы сравниваем ВВП Запада, 32 триллиона, и ВВП России, 2 триллиона, при том, что Россия полностью зависит от экспорта сырья, то мы понимаем, что Запад ведёт себя как очень богатый человек — продуманно, стараясь не навредить своим интересам, своим людям. Его давление будет постоянно и неукоснительно нарастать. Просто никто не спешит, зачем Западу спешить — обед же у него вовремя. Собрались, обсудили. ООН осудила действия России, Сенат США оказал полную поддержку Обаме — он может делать, что захочет. Всё это приведёт к колоссальным изменениям. Я, конечно, сочувствую нормальным русским, но сейчас уже россиянам показывают на дверь во всём мире.
Фаворитом начавшихся президентских выборов в Украине является всё же не Тимошенко, а Порошенко, которого Вы поддержали. Чего Вы ожидаете от этого кандидата?
Он единственный, кто может противостоять Тимошенко и серьёзно бороться за президентский пост. Порошенко имеет свои недостатки, он будет слабым президентом, но главное — что он подорвёт олигархию. Если Порошенко станет президентом, то на следующих парламентских выборах БЮТ проиграет. Это будет падающий бренд. Вообще, в Украине сейчас все партийные бренды падают или стагнируют. Растущих нет, хотя я надеюсь, что 5.10 является началом нового растущего партийного бренда и Украина получит шанс на либертарианство.
А что Вы сказали бы про остальные партии из тройки, пришедшей к власти?
«Свобода» бросилась делить портфели, а «Удар» умудрился никуда не вступить, отказался от мест в правительстве и занял выжидательную позицию. Сейчас, когда «Удар» поддержал Порошенко, можно считать, что он уже не в коалиции ни со «Свободой», ни с «Батькивщиной».
Наверное, распад коалиции — это не так страшно, если не начнётся война...
Если начнётся война, все карты посыпятся со стола. Я опасаюсь, как бы Тимошенко не играла с Путиным один сценарий. Не для неё ли он держит у границы войска и дестабилизирует ситуацию? Для Путина очень важен партнёр по газу, а лучше неё сейчас никого для него нет. Это одна шайка с точки зрения торговли газом.
Большинство россиян находятся сейчас в шовинистическом угаре...
Около трети аудитории моих видео приходится на россиян и я принял решение развенчивать некоторые мифы, которые создаются в России, рассказывать что на самом деле у нас происходит. Сейчас я, как русский, чувствую ответственность за то, чтобы донести правду.
Да, в России бытуют самые дикие представления о внутри-украинских делах. Что Вы думаете о культурно-политическом положении русских в Украине, о языковой проблеме?
У нас очень долго работали российские политтехнологи, которые умудрились разделить Украину по языковому принципу. На самом деле в Киеве, например, все говорят на улице по-русски. Большое количество молодёжи уже переходит на украинский, но всё это очень смешанно. Во Львове сейчас активно говорят по-русски. Люди поняли, что язык не является самым главным вопросом. Спасибо Путину — он объединил нашу нацию, теперь мы настоящий единый народ, нет нетерпимости к украинскому, русскому языкам. Появился оккупант, которого мы вместе не любим, и к сожалению это Россия. Опросы показывают, что очень мало людей хотели бы присоединиться к ней.
Так и в Крыму, похоже, большинство не собиралось присоединяться к России...
Да, там выступали за федерализацию, больше прав для автономии, а вот это присоединение оказалось для крымчан неожиданностью.
А как бы Вы прокомментировали две проблемы, которые сейчас активно обсуждаются — федерализацию и второй государственный язык? Любопытно, что требование федерализации звучит со стороны России, хотя как она может требовать чего-то подобного — непонятно.
И я так считаю, и в Киеве такое мнение — те люди, кто сейчас проталкивает идею федерализации — приравниваются к предателям. Партия, которая поднимет лозунг федерализации — проиграет на ближайших выборах. Я всегда был сторонником второго государственного языка, русского, но сейчас уже сторонником быть перестал. Перед лицом оккупанта эта идея продолжает раскачивать и так неустойчивое положение. Очень осторожно сейчас даже Добкин выступает — за «дополнительные полномочия» местной власти. Партия регионов боится говорить о федерализации, потому что это стало жупелом.
То есть по сути эти проблемы стало невозможно обсуждать благодаря кремлёвскому давлению?
Да. Крым показал, к чему приводит такая «федерализация». Когда людям говорят — «хотите, чтобы у вас так же было?» — люди отвечают, «нет, только не так».
А что скажете о перспективах российско-украинских отношений?
Первое. У нас большинство населения поддерживает вступление в НАТО. Этого добился Путин, потому что поддержка была 40%, а теперь 70%. Второе. Мы видим, что наши торгово-экономические отношения с Россией приходят в упадок и что нужно ориентироваться на Европу. Третье. Будет укрепляться граница с Россией, в том числе при помощи западных специалистов, а граница с ЕС будет ослабляться. Путин вообще ускорил многие процессы в Украине, он пожалуй проявил себя как украинский националист, стал «главным бандеровцем мира». У нас зреет в обществе мнение, что трубу надо перекрыть, я выступаю за то, что с оккупантами не торгуют. Вообще, возникли фобии по отношению к сотрудничеству с Россией.
«Нафтогаз» может смело не платить России за газ, поскольку мы потеряли много имущества в Крыму. Последствия будут ещё в международных судах, которые мы, безусловно, все выиграем. У России возникнет ещё одна проблема, потому что её имущество за рубежом будет просто арестовываться. По сути, цель Америки и Европы — ослабить Россию настолько, чтобы она не угрожала миру. Путин последний мощный диктатор с ядерной кнопкой, которого нужно загнать в узкий коридор, и Крым, по-моему, эту задачу выполнил.
Не ждать ли массовой миграции россиян в Украину, где, видимо, будет более благоприятная обстановка для бизнеса?
Учитывая сближение Украины с Европой — конечно. Какой смысл оставаться в России, если у вас деньги в Европе, бизнес в Европе? А здесь русскоязычный регион. Ко мне уже потянулись бизнесмены из Беларуси — интересуются, как вкладывать деньги в Украине. Так начался необычный процесс. А если «5.10» победит, то я не сомневаюсь, что бизнес к нам просто побежит.
А каковы перспективы Украины? Может ли она стать «славянским тигром»?
С помощью системы 5.10. Сейчас у нас та же экономика, что при Януковиче. Пока ещё не пришли к власти предприниматели, и Порошенко, и Тимошенко — плоды старой советской номенклатуры. Я надеюсь на следующее поколение политиков, которое начнёт отменять налоги. Разрешительная система, пошлины, акцизы — душат экономику больше всего. Нам не нужна вся эта бюрократия. Я хотел бы, чтобы мы побыли как бы американцами в 19 веке.
Не будет ли против Евросоюз?
Налоги наше внутреннее дело. В Европе есть ряд безналоговых стран.
О чём Вы хотели бы сказать в заключение?
Я пропагандирую систему 5.10 и дарю её России. Если там появятся люди, которые захотят создать российскую партию «5.10» — пользуйтесь моими наработками, у меня масса видео, статей, книга. Дорогостоящие традиционные СМИ сейчас умирают, вся информация в сети.
Беседовали Дмитрий Кравцов и Илья Лазаренко
rufabula.com