На кого работает сын «папы Константинопольского»?

27 грудня 2019, 13:01
Власник сторінки
наблюдатель
2
446
На кого работает сын «папы Константинопольского»?

Празднование Рождества 25 декабря – что это означает для украинских православных.

Вот и прошел на Украине очередной официальный выходной, назначенный на 25 декабря – Рождество католическое. Казалось бы в стране, где 80% верующих, да и не верующих тоже, причисляют себя к православным, католическое рождество и официальный государственным праздник – это нонсенс. (https://censor.net.ua/news/397894/80_ukraintsev_schitayut_sebya_hristianami_opros)

Но, нет. Это уже, похоже, входит в норму. И католики тут не при чем. Пока не причем. 

День 25 декабря официальным праздником и выходным для украинцев стал не просто так. Это очень смахивает на тактический ход далеко идущей стратегии, одновременно разящий сразу двух зайцев:

1. Соответствует предвыборному слогану Порошенко «Армія. Мова. Віра» в президентской кампании 2018-2019 года.

Кстати, Закон об официальном выходном на Католическое Рождество 25 декабря в Украине вступил в действие со 2 декабря 2017 года. Похоже. Сделано это было с закладкой на период 2018 года, когда во весь год мы прожили под информационным поводом принятия Томоса - как одного из важнейших достижений постмайданной Украины.

2. Подготавливает украинское общество к мысли, что рождество 25 декабря для православных Украины - это норма. О чем уже не раз упоминал Епифаний из ПЦУ, непризнанной большинством канонических православных церквей. 

Кстати, оба эти «зайца» так или иначе, имеют непосредственное отношение к ПЦУ и попыткам утвердить и закрепить её официальный статус. Ниже я попробую пояснить, почему пришел к такому выводу. 

Наблюдая за процессами в религиозной жизни Украины периода 2018-2019 годов, я хотел бы разделить его на два этапа – внутренний вектор внедрения ПЦУ в украинское общество и внешний. 

Итак, весь 2018 год религиозная сторона общественной жизни Украины подверглась воздействию мощной информационной атаке, основным посылом которой было получение Томоса и формированию под это событие новой украинской православной церкви – СЦУ или ПЦУ.

Главным объектом этой информатаки был внутренний «потребитель»  - украинец,  не особо обеспокоенный тонкостями и нюансами церковных норм и догматов в православии. Это в совокупности с регулярными захватами храмов УПЦ и мощной антироссийской риторикой в провластных украинских СМИ последних лет, а так же ситуацией с Крымом и Донбассом, дало определенных эффект. Но, влияние Украинской Православной церкви + поддержка её в мировом православии, не позволили организаторам «восхождения» ПЦУ, набрать большее количество сторонников среди украинцев, чем их было изначально.

Хотя, и Киев, и Константинополь и кураторы из США постарались, тут надо им отдать должное – так называемый Объединительный Собор Украинских православных церквей, создание ПЦУ и предоставление ПЦУ Томоса.

Поддержка этого многогранного и трудоёмкого процесса американским посольством в Украине и Белым Домом, и даже множественные шоу с участием Петра Порошенко дорогого стоят, во всех смыслах. Взять хотя бы процесс переговоров, а скорее торгов с Филаретом… но, об этом, как-нибудь в другой раз. 

В любом случае, количество сторонников ПЦУ среди украинцев после получения Томоса не увеличилось настолько, чтобы составить естественную конкуренцию УПЦ. Это хорошо видно по участию в традиционной Крестном ходе в посвященному крещению Руси. В 2018 году в нём приняло участие 250 000 человек, а в 2019 уже 300 000 прихожан УПЦ:

(https://spzh.news/ru/news/63944-v-krestnom-khode-prinimajut-uchastije-okolo-300-000-verujushhih--ijerarkh-upc)

В то же время, предстоятель ПЦУ Епифаний смог собрать под свои хоругви около 20 000 своих сторонников:

(https://strana.ua/news/213921-khresna-khoda-ptsu-skolko-bylo-uchastnikov-28-ijulja-2019.html) 

Цифры говорят за себя и за влиятельность ПЦУ на умы и сердца украинских верующих. Думаю, они в целом отражают общую картину религиозных предпочтений внутри Украины. На этом, пожалуй, внутренний вектор внедрения ПЦУ в украинское общество себя исчерпывает. 

И тут на помощь ему приходит вектор внешний, под влиянием которого и прошла значительная часть 2019 года.

Под внешним вектором, я предлагаю понимать процессы связанные с признанием каноничности ПЦУ другими православными церквями.

Ход со стороны Константинополя и его заокеанских кураторов абсолютно логичный – давить всеми правдами и неправдами на предстоятелей православных церквей с целью признания ними ПЦУ. Что в конечном итоге может, по их мнению поднять авторитет ПЦУ в глазах украинских верующих.

Еще в начале 2019 года Епифаний заявил: «В течение года мы должны получить признание большинства православных церквей. Вы понимаете, что все нас сразу не признают. Но если признает половина, если признают церкви греческой традиции». 

Итак, год 2019 в отличие от 2018-го показал преобладание внешнего вектора внедрения над вектором внутренним. Три православные церкви уже признали ПЦУ – Константинопольская, Элладская и Александрийская. Полагаю, у Константинополя и его патронов есть весомые аргументы для некоторых православных церквей к принуждению ними признания ПЦУ.

Следующими в этом списке, могут выступить с большой вероятностью Кипрская и Румынская православные церкви.

У каждой из них свое отношение к ситуации и, в данном случае очень важно, какие взаимоотношения выстроились у этих церквей с Русской и Константинопольской церквями, именно это в значительной мере будет определяющим фактором в признании ними ПЦУ.

К примеру, Кипрская церковь имеет довольно тесные контакты с Константинополем, что естественно, сказывается на её поведении и решениях. В то же время, у Румынской церкви есть существенные противоречия с РПЦ по вопросу Молдавии, где достаточно сильно влияние РПЦ и высоки амбиции Румынской церкви.

Вот так выглядит ситуация на день сегодняшний в мировом православии в отношении признания ПЦУ:

1. Константинопольская церковь – да

2. Александрийская церковь – да

3. Антиохийская церковь – нет

4. Иерусалимская церковь – нет

5. Русская православная церковь – нет

6. Сербская православная церковь – нет

7. Румынская православная церковь – да

8. Болгарская православная церковь – частично да, но есть нюансы

9. Грузинская православная церковь – нет, скорее всего, но…

10. Кипрская православная церковь – да

11. Элладская православная церковь – да

12. Польская православная церковь – нет

13. Албанская православная церковь – нет

14. Православная церковь Чешских земель и Словакии – нет.

Так же к группе риска можно отнести Болгарскую и Грузинскую церковь, опять же учитывая чисто политическое давление со стороны, главным образом США, исходя из интересов этой страны в регионах, где расположены владения этих церквей.

То, что именно США являются движителем внедрения ПЦУ на Украине и локомотивом амбиций Варфоломея Константинопольского, надеюсь, ни у кого особых возражений не вызывает.

О Варфоломее, я уже писал в одном из своих материалов – что он и как. А вот Епифания недавно удостоил чести встретиться целый госсекретарь США Майк Помпео - встреча прошла 23 октября 2019 года. Для кого-то из украинских верующих это весть была знаковой и многообещающей. 

В общем, похоже, что ставка в 2019 году сделана на давление на православные церкви имеющие трения с РПЦ + использование политического влияния США на руководство стран, которые находятся в сложных отношениях с Россией, с тем чтобы те оказывали влияние на предстоятелей церквей находящихся на территории этих стран. Полагаю, этот вектор останется неизменным и в 2020 году.

И снова на ум приходят цитаты из заявлений Епифания: «…Но если признает половина, если признают церкви греческой традиции… Останутся несколько церквей, которые будут колебаться, смотреть на внутреннюю и внешнюю ситуацию в православном мире, но я верю, что они признают нас - это процесс продолжительный»: (https://censor.net.ua/n3109393).

Не мытьём так катанием – знакомая тактика Белого Дома и Госдепа. 

Так, а что там с 25 декабря? – спросит меня внимательный мой читатель. 

Отвечаю. Навязывание украинцам 25 декабря в качестве даты Рождества, на официальном уровне, указывает на четкую линию по отрыву украинских верующих от традиций Русской православной церкви – собственно, то для чего и создавалась ПЦУ.

И основания для серьезного беспокойства имеются. Согласно результатам исследования СЦ Рейтинг от 24.12.19.:

- 25% опрошенных украинцев поддерживают идею переноса празднования Рождества с 7 января на 25 декабря

- 64% респондентов против такой идеи.

- 7% отметили, что им безразличен этот вопрос

- 4% - затруднились ответить.

Это при том, что в 2016 году только 15% поддерживали эту идею, 69% - были против, по данным того же СЦ Рейтинг. 

Я уверен, что после этапа признания ПЦУ «церквями греческой традиции», следующим этапом буде запущен процесс «перепрошивки» сознания украинцев под западные христианские традиции. А это уже ближе католицизму, чем к православию, т.е. новая Уния. 

Раскол в украинском православии – это всего лишь верхушка айсберга глобальных процессов происходящих не только в мировом православии, но и вообще, в христианском мире.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: События в Украине
ТЕГИ: Православие,УПЦ,ПЦУ
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.