церковь - это место для спасения человеческих душ, а не полигон для политических экспериментов, порождающих новые конфликты
Главным политическим наследием Порошенко,
несомненно, можно считать многочисленные конфликты, которые он оставил после
себя внутри страны и на международной арене. Неразрешенный военный конфликт,
социальное напряжение, разрушенные отношения с Россией. Даже с руководителями
ЕС, США и МВФ Порошенко умудрился испортить отношения, выставив нашу страну в
самом неадекватном свете. Но всего этого было мало - и Петр Алексеевич в угоду
своей, к счастью провальной, предвыборной кампании устроил в стране еще один
конфликт – религиозный.
Так ПЦУ, которая анонсировалась как
точка сбора всех православных конфессий Украины, не только не стала таковой, но,
наоборот, внесла еще больший раздрай в и без того напряженные отношения между
церквями в Украине. Если раньше конфликт существовал между «Киевским» и
Московским патриархатами, то теперь уже три церкви в прямом смысле слова ведут
между собою борьбу. По сути, Порошенко разрубил «Киевский патриархат» надвое и
теперь две части некогда единого целого сошлись между собой в схватке за
приходы. Более того, конфликт, как известно, выплеснулся и на международную
арену. Вопрос признания или непризнания ПЦУ создал напряженные отношения между
различными митрополиями Элладской православной церкви, а также между самой ЭПЦ
и РПЦ. Между Константинополем и Москвой. В будущем он может перекинуться на
Польшу, Беларусь, Черногорию, Латвию, а, возможно, и на церкви в других
странах.
Но всего этого Петру Алексеевичу
оказалось мало, и, несмотря на свое поражение, он продолжает вмешиваться в
религиозные вопросы. Новой идеей фикс бывшего президента, похоже, становится
объединение ПЦУ с Украинской греко-католической церковью. Не секрет, что в
последнее время священники ПЦУ и УГКЦ время от времени даже устраивают
совместные богослужения, а глава УГКЦ архиепископ Святослав Шевчук был одним из
первых, кто поддержал создание ПЦУ. Идею объединения церквей не отрицает и
Епифаний, который в мае этого года признался, что между церквями уже существует
ряд совместных проектов и идет постоянный поиск точек соприкосновения.
1 сентября Порошенко вместе с делегацией
УГКЦ побывал в Риме, где искал встречи с папой Франциском. Однако встреча не
состоялась. Как сообщала Страна.UA со
ссылкой на собственные источники в религиозных кругах, Порошенко искал у папы
поддержки в проекте объединения греко-католиков с ПЦУ. Но такой поддержки пока
не нашел. Зато нашел такую поддержку, похоже, архиепископ Святослав, который
там же в Риме в середине сентября встречался с патриархом Варфоломеем (во время
его визита в Рим) и обсуждал тот же проект. И, в отличие от Порошенко, нашел
понимание у Константинополя. То есть, Варфоломей хотя и туманно, но высказался
в том ключе, что он не против покровительствовать созданию, по сути, новой
церкви, которая объединит греко-католиков и ПЦУ.
Вероятно, Варфоломей рассчитывает, что
сможет перетянуть греко-католиков под свою юрисдикцию, как это произошло с ПЦУ,
которая превратилась, по сути, в филиал Константинопольской церкви. И такие
надежды Варфоломея, возможно, связаны с тем, что в среде УГКЦ существует
определенное недовольство папским престолом. Напомню, что летом этого года
архиепископ Святослав просил Рим о предоставлении Украине патриархии, но
получил отказ. И теперь Франциск, даже, несмотря на протекцию Святослава, не
пожелал встречаться с Порошенко, продвигающим идею нового объединения.
В связи с этим в среде украинских
«патриотов» уже раздаются голоса вообще не обращать особо внимания на позицию
иностранных иерархов. К примеру, такая мысль продвигается в
недавней статье политического эксперта Светланы Кушнир, которая прямо
заявляет, что Украина, мол, должна, не обращая ни на кого внимания,
самостоятельно мастерить новую церковь: https://site.ua/svitlana.kushnir/23816-obyedinenie-ptsu-i-ugkts---eto-v-interesah-ukrainy/
Стоит сказать, что идея эта будет еще
более разрушительной, чем то, что уже вышло с ПЦУ. Ведь если представить, что
УГКЦ пойдет на разрыв с Римом, перекинувшись под покровительство Варфоломея,
это обеспечит Украине не только проблемы с папским престолом, но и с целым
рядом политических кругов в Европе. Если произойдет обратное, и ПЦУ, наоборот,
превратится в греко-католическую конфессию, то это приведет к еще более острому
религиозному конфликту внутри Украины. По сути, получится, что Порошенко и
Епифаний, разрушив Киевский патриархат, попытаются просто передать бывшие
православные приходы греко-католикам. Чем закончится такой проект сейчас - даже
трудно предположить. Но ни о какой «крупнейшей христианской церкви из 11 тыс.
приходов», как об этом мечтает в своей статье Кушнир, речи не будет. А вот
множественные конфликты за большую часть этих приходов в этом случае можно
гарантировать.
Аналогичным образом закончится и проект по созданию вообще ни от
кого не зависящей, единственной в своем роде украинской христианской церкви, не
связанной ни с какими иностранными церквями. В таком случае к внутреннему
конфликту прибавится еще и полная международная изоляция со стороны мирового
христианства.
Собственно, зачем это нужно Порошенко,
понятно. На прошлых выборах наибольшую поддержку он получил именно в греко-католических
регионах страны и как-то хочет развивать этот ресурс. Традиционно Петра
Алексеевича не смущают никакие возможные последствия его действий. В этом
состоит проверенный стиль, к счастью, уже бывшего президента.
Однако всем остальным, включая и иерархов
ПЦУ и УГКЦ, и поддерживающим их действия политическим экспертам стоит помнить,
что церковь - это в первую очередь место для спасения человеческих душ, а не
полигон для бесконечных политических экспериментов, которые порождают все новые
и новые конфликты.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.