Есть ли будущее у газового транзита через Украину?

12 лютого 2019, 16:43
Власник сторінки
Экономист, политический аналитик
0
408

В конце 2019 года истекает контракт на транзит газа через Украину

Благодаря выгодному географическому расположению экспорт транзитных услуг всегда был и все еще остается одним из ключевых источников доходов Украины. Однако в силу объективных и субъективных обстоятельств в ближайшие годы эти доходы сократятся. В первую очередь под ударом находится газовый транзит, обеспечивающий валютные поступления в несколько миллиардов долларов ежегодно.

Неопределенность сохраняется относительно контракта на транзит газа через Украину между «Нафтогазом Украины» и «Газпромом», истекающим 1 января 2020 года. 21 января состоялись трехсторонние консультации с участием представителей Украины, России и Евросоюза, но они закончились тем, что стороны «договорились договариваться». По словам главы МИД Украины Павла Климкина, предложения «Газпрома» сводятся к тому, чтобы продлить действующие контракты без всяких «но», что не устраивает Киев.

Вероятнее всего, переговорный процесс будет продолжен уже после президентских выборов на Украине. При этом одним из фаворитов выборов является Юлия Тимошенко, которая в 2009 году заключила ныне действующий договор. За это Тимошенко в эпоху президентства Януковича была приговорена к тюремному заключению, но в 2018 на основе этих контрактов Стокгольмский арбитраж обязал «Газпром» выплатить Украине $ 2,6 млрд.

Впрочем, Киев этих денег так и не получил и едва ли получит в обозримой перспективе, поскольку российский концерн оспаривает решение Стокгольмского арбитража в судах общей юрисдикции. Примечательно, что одним из условий заключения долгосрочного транзитного контракта с Украиной, который обеспечивал бы прибыльную работу украинской ГТС, «Газпром» выставляет снятие Киевом претензий на те самые $ 2,6 млрд. 

Тем временем первая ветка «Турецкого потока» начнет эксплуатироваться в конце 2019 года и заместит Трансбалканский магистральный газопровод, по которому поставляется «голубое топливо» через территорию Украины в страны Балканского полуострова и в Турцию. Не за горами завершение строительства второй ветки «Турецкого потока», газ по которой будет направлен в страны Южной и Юго-Восточной Европы. Суммарная мощность обеих веток трубопровода – 31,5 млрд кубометров, что составляет более чем треть газового транзита через Украину по итогам 2018 года. 

Также с юга Украину обходят газопроводы, проектируемые в рамках Южного газового коридора – Трансанатолийский (TANAP) и Трансадриатический (TAP) газопроводы. В турецком Эскишехире 12 июня 2018 года был дан старт работе TANAP, по которому азербайджанский газ будет поставляться в Турцию, а затем – в страны Южной Европы по TAP, чье строительство завершено уже на 90%. Соответственно, роль украинской ГТС и наибольших по объемам в Европе подземных газохранилищ, что долгие годы было предпосылкой для превращения Украины в крупнейший газовый хаб для Восточной и Южной Европы, продолжит снижаться.

Однако это обстоятельство не помешало украинскому президенту Порошенко излучать оптимизм на церемонии запуска TANAP. Также Порошенко, так и не решивший вопрос восстановления территориальной целостности Украины, не смутил факт присутствия на церемонии запуска президента Турецкой Республики Северный Кипр, существование которой на политической карте мира официальный Киев не признает.

«Целый регион получит больше безопасности и лучшие энергетические перспективы. Ведь, как мы видим в последние годы, Россия злоупотребляла своими энергетическими ресурсами. Проект "Северный поток–2" – тому пример. TANAP – это безопасность энергопоставок для всей Европы», – заявил тогда Порошенко, заявив о возможности получать азербайджанский газ через Болгарию и Румынию. Вот только для реализации данной инициативы придется вкладываться в строительства соответствующих интерконнекторов и перенастраивать параметры работы ГТС.

Не исключено, что вкладываться после запуска «Северного потока – 2» придется и в оптимизацию газораспределительной системы Украины (трубопроводы низкого и среднего давления), что может быть необходимо для продолжения газоснабжения ряда регионов страны. Усилия Киева и его союзников по блокированию строительства «СП-2» оказались безрезультатными, как и ожидания того, что Вашингтон окажет беспрецедентное санкционное давление на компании, участвующие в реализации проекта. Киев опасается не просто утратить транзитную ренту (суммарно до $ 3 млрд ежегодно), но и геоэкономическую значимость, что по словам правящих украинских политиков, «развяжет руки Путину».

Теперь же Киев надеется на то, что Еврокомиссия в рамках нормативов Третьего энергетического пакета разрешит «Газпрому» использовать не более 50% от мощности данного газопровода (т. е. не более 27,5 млрд «кубов»). Но будущий состав Еврокомиссии будет сформирован по итогам майских выборов в Европарламент, где существенно нарастят свое присутствие правые и левые евроскептики, настроенные на прагматизацию отношений с РФ.

Вместе с тем Киев не расстается с надеждами добиться через Стокгольмский арбитраж компенсаций от «Газпрома» за то, что с запуском «Северного потока–2» объемы прокачки газа через Украину существенно сократятся. Притом нельзя сказать, что шансы Киева добиться успеха в Стокгольмском арбитраже низки, учитывая консолидированную позицию западных элит относительно того, что Россия должна прямо или косвенно участвовать в финансировании Украины.

Наиболее реальную возможность сберечь за Украиной статус страны- транзитера, что сохранит поступления в казну и рабочие места в газовой отрасли (около 30 тыс человек), предлагает Виктор Медведчук. Его предложения состоят в необходимости создать трехсторонний консорциум по управлению ГТС с участием РФ и ЕС, что позволит загрузить магистральные газопроводы таким объемом газа, благодаря прокачке которого из госбюджета не потребуется дотировать «трубу». Также будет сохранена техническая способность получать газ в реверсном режиме. Иных рецептов, способных воспрепятствовать превращению ГТС в груду металлолома, не просматривается.

Предложения Медведчука имеют немалые шансы на реализацию после формирования осенью этого года нового состава парламента, где будет представлена его политсила «Оппозиционная платформа – За жизнь». Поскольку политик является последовательным оппонентом Вашингтона, высока вероятность того, что он будет инициатором пересмотра закона, позволяющего передавать до 49% акций компании-оператора ГТС резидентам США.

Одновременно с этим Киев для сохранения объемов транзита может рассчитывать на рост потребления газа на Европейском континенте, который составляет несколько процентов в год. Предпосылками для этого является падение объемов газодобычи в странах Западной и Северной Европы, перевод тепловой генерации с угля на куда более экологичный газ, а также возможный вывод из эксплуатации блоков АЭС в ряде стран, в первую очередь в Германии, по инициативе «зеленых».

Покамест можно утверждать, что у Украины еще есть время до начала 2021 года, когда в Германии будет завершено создание газораспределительных сетей под «Северный поток – 2». Сугубо технически газ будет продолжать идти через Украину в следующем году, на уровне не менее 60 млрд кубометров, даже и без нового контракта между «Нафтогазом» и «Газпромом». Могут быть достигнуты договоренности о том, что в следующем году точкой сдачи российского газа европейским потребителям станет российско-украинская граница. Что будет дальше, после 2020 года, – будем посмотреть.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: События в Украине
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.