На прошлой неделе парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию "Защита и развитие региональных языков и языков меньшинств в Европе"
Украина фигурирует в докладе депутата от Венгрии Розы Гоффманн, которая представляла проект. В пояснительной записке к резолюции утверждается, что Украина не выполняет свои международные обязательства и стандарты Совета Европы в отношении языков нацменьшинств.
Венгерский депутат, конечно, имела в виду новый закон об образовании, принятый в нашей стране. Но, горькая правда заключается в том, что Украина не выполняет свои международные обязательства по языковой политике последние 25 лет.
Статья 10 Конституции Украины гарантирует свободное развитие, использование и защиту языков национальных меньшинств Украины. Статья 53 гарантирует право обучения на родном языке либо право на изучение родного языка в государственных и коммунальных учебных заведениях. Однако украинские власти систематически нарушают эти статьи едва ли не с момента обретения Украиной независимости. Начало этой «славной» традиции положил еще президент Леонид Кучма.
В декабре 1999 года Украина ратифицировала Европейскую хартию региональных языков или языков меньшинств от 05.11.1992. Закон о ратификации хартии гарантировал полноценное развитие и защиту языкам русских, евреев, белорусов, молдаван, румын, крымских татар, болгар, поляков, венгров, греков, немцев, гагаузов, словаков. Участники хартии обязались обеспечивать доступность дошкольного, начального, среднего, профессионально-технического, университетского и другого высшего образования на соответствующих региональных языках или языках меньшинств.
Но, как оказалось, Кучма не собирался выполнять обязательства перед европейским сообществом. 12.07.2000 Конституционный Суд Украины признал Закон «О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, 1992» неконституционным.
Выяснилось, что закон подписал не президент Кучма, а глава Верховной Рады Ткаченко. Ни у одного человека, который хотя бы издали сталкивался с государственной службой и системой государственной бюрократии язык не повернется назвать это случайностью. Отмену хартии явно планировали заранее.
Понятно, что европейское сообщество не могло на эту махинацию не отреагировать. По настоятельному требованию Еврокомиссаров, в 2003 Украина опять ратифицировала Европейскую языковую хартию. В этот раз закон о ратификации подписал президент. Но это мало что изменило.
Целых 2 года после ратификации Украина затягивала имплементацию и не передавала документы в секретариат Генерального секретаря Совета Европы. Европейская Хартия о региональных языках или языках меньшинств вступила в силу в Украине лишь с 1 января 2006 года.
Когда еврочиновники изучили документы, оказалось, что Украина ратифицировала исключительно декларативные пункты хартии. Никакой реальной поддержкой других языков в законе о ратификации даже не пахло. Редакция 2003 года сильно ограничивает права национальных меньшинств по сравнению с законом 1999 года.
Согласно закону 2003 года, региональные языки и языки меньшинств можно использовать в дошкольном, начальном, среднем и профессионально-техническом образовании только для тех учеников, которые специально об этом попросят и только в достаточном объеме. Что такое достаточный объем, нигде не оговаривается.
Действующий в настоящее время Закон о ратификации Хартии противоречит некоторым статьям самой Хартии. Он не содержит никакой дифференциации языков по степени их распространенности. Хотя европейские нормы четко устанавливают: чем больше людей пользуются в стране тем или иным языком, тем больше должна быть его государственная поддержка.
В 2017 Украина еще дальше отошла от европейской языковой практики, приняв новый закон «Об образовании». Наиболее острые нормы содержаться в статье 7, которая четко определяет, что языком образовательного процесса в государственных учебных заведениях является исключительно государственный язык. Исключения делаются только для официальных языков Европейского Союза – на них в некоторых очебных заведениях могут преподавать одну или несколько дисциплин.
Представителей евросообщества такой подход не устроил. В недавней резолюции ПАСЕ прямо рекомендуется "во всех возможных случаях, обеспечить языкам нацменьшинств статус второго официального языка в тех регионах, где такие языки традиционно используются, с учетом конкретных условий и исторических традиций, характерных для каждого региона". Также резолюция рекомендует обеспечить возможность обучения на региональном языке или языке меньшинства на протяжении всего периода обучения, начиная с дошкольного, начального и среднего образования, до профессиональной подготовки и высшего образования.
Наша страна является членом ПАСЕ и обязана выполнять все принятые резолюции. С точки зрения европейского законодательства все люди, причастные к нарушению хартии, являются преступниками. В том числе – все те, кто принимал скандальный закон «Об образовании». Примут в их отношении какие-либо меры или нет – время покажет. Результаты языковой политики уже проявились в потере Украиной контроля над частью своих территорий.
Во все времена язык формировал образ мышления и становился «оружием» в борьбе за самоопределение народов. Украинская власть своими руками создала условия, способствующие началу процесса внутреннего самоопределения национальных меньшинств на территории нашей страны. Благодаря такой языковой политике, в недалеком будущем целые регионы нашей страны будут иметь право на борьбу за свои права и свободу определения своего политического статуса. Со временем, их действия сформируют необходимую историю борьбы за свои права. С точки зрения международного права эта история легализует их будущий политический статус. Дальнейшее форсирование языкового вопроса так, это делает власть сейчас, может иметь для Украины далеко идущие последствия, в том числе критические для существования самого государства в пределах действующих границ.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.